Перейти к основному содержанию

Сколько стоит «звезда» эстрады?

Особенности выживания в украинском шоу-бизнесе, которого нет
06 июля, 00:00

Тех, кто только начинает делать свои первые шаги на эстрадной сцене и не знает определенных правил игры, ожидает масса неожиданностей. Как избежать рифов? Почему среди новичков мало ярких индивидуальностей и без хорошей денежной подпитки они напоминают бегунов на короткую дистанцию? Казалось, мелькали на экране, проскальзывали какие-то публикации о них, но прошел год-два, и никто из публики уже и не вспоминает о «зіроньке». А украинский шоу-рынок вновь нам подбрасывает очередную порцию «однодневок». Дабы не лить горькие слезы в будущем, не испытывать нервные стрессы и разочарования в жизни, попытаемся разобраться в механизмах создания отечественных «звезд».

ГДЕ НАЙТИ ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК?

Итак, у вас есть желание стать эстрадной «звездой». К этому «хочу» неплохо бы иметь хоть какие-то вокальные данные, задатки артистизма, приятную внешность, пару записанных песен и «энную» сумму денег. На начальном этапе убеждать в своей исключительности вы можете самостоятельно. Неплохо для старта принять участие в конкурсе. Замечательно — если в нем вы победили. Данный путь медленный и почти традиционный для тех, кто не является сыном или дочкой богатых родителей. Правда, можно сократить время и расстояние к подъему на подмостки, заинтересовав собой продюсера, чтобы он захотел рискнуть и вложить в вас этак 15—20 тысяч долларов. Тогда «добрый дядя» сам займется вашим имиджем, научит азам актерского мастерства. Исходя из своего вкуса, «вылепит» новое имя, группу или, как нынче называют, «проект». Но, учитывая опыт старших товарищей, прежде чем запрыгивать в «золотую клетку», вначале обязательно внимательно прочитайте все условия договора, чтобы не было мучительно больно при расставании. Долги все равно придется отдавать. Испытанием на прочность бывших соратников становятся, как правило, первые реальные деньги. Несколько ссор — и вы рискуете оказаться на обочине. С одной стороны, молодое дарование не справилось с поставленной задачей и на примете «свежая кровь». А с другой — продюсер «мышей не ловит», не чувствует, что своими указаниями связывает певца по рукам и ногам. Впрочем, не всегда все так печально заканчивается.

Выражение, гласящее, что продюсер, как папа Карло, из любого «бревна» сделает Буратино не сильно преувеличено. Механизм раскрутки в шоу-индустрии прост. Стилист поработает над внешностью и костюмами. Пару уроков перед зеркалом, репетиции пластики. Затем, учитывая индивидуальность исполнителя, подбирается и записывается пара песен. Неплохо выпустить клип и сделать информационную атаку: помелькать по музыкальным телеканалам, прозвучать на радио, выпустить серию статей в прессе. Лишь после этого запускают шоу-дитятко на сцену. Чтобы новичка публика запомнила, нужен, как минимум, год постоянного мелькания и назойливой рекламы.

Индустрия на нашей эстраде есть, пожалуй, лишь у Михаила Поплавского. Он лелеет кадры в Киевском национальном университете культуры и искусств. Выпустил трактат «Менеджер шоу-бизнеса», в котором попытался систематизировать имеющуюся технологию «фабрики» под названием «украинская эстрада». К весне обещает провести конкурс молодых талантов — учащихся своего вуза. Размах «поющего ректора» впечатляет. С агитационными турами третий год подряд объезжает всю Украину. Пока добился того, что его родной «кулек» стал самым популярным высшим учебным заведением. Но даже Михаил Михайлович считает, что ныне у нас нет бизнеса, а есть только шоу.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Долгие годы Украина была кузницей кадров. Нынче отток талантов фактически прекратился. Артисты ориентируются на родную публику. Ребята из группы «Green Grey» уверены, что пробиться на зарубежный рынок попсовикам сегодня не реально. Такого добра у них с избытком. Зато у альтернативщиков шансы есть. Всегда после сладкого хочется остренького и солененького. Национальный колорит, экзотика — вот товар, который с большим удовольствие купят. Поэтому концерты «ВВ» и «Океана Эльзы» пользуются спросом. А из огромной армии наших артистов даже в ближнем зарубежье знают в лучшем случае три имени — Софии Ротару, Василия Зинкевича и Таисии Повалий. Впрочем, скоро в эти ряды может вклиниться Ани Лорак, которую с недавних пор стал опекать Игорь Крутой, а он деньги на ветер пускать не привык.

Разговоры, что талант все равно сам пробьется — красивы, но на практике все равно нужна крепкая команда. Например, Андрей Кравчук утверждает, что еще в 10-летнем возрасте знал: без сцены — не жизнь! Он считает, что вера в себя и желание стать первым — самый главный стартовый капитал будущего артиста. Его союз с Евгением Рыбчинским выстрелил в десятку. Это потом начались взаимные обиды, судебные разбирательства. Разойдясь в разные стороны, каждый из них больше проиграл, чем выиграл. На эстраде один в поле не воин. Нужны единомышленники. Нюх на конъюнктуру рынка. Конечно, можно эстетствовать, играть и петь для себя, но о популярности в массах тогда говорить не приходится. Без здорового цинизма, наглости и связей здесь не обойтись.

А ГДЕ МНЕ ВЗЯТЬ ТАКУЮ ПЕСНЮ...

Александр Пономарев, прочно удерживающий звание «Лучшего эстрадного певца» четыре года подряд (результат опроса «Таврийских игр»), довольно скептически относится к величальным титулам типа: «звезда», «король», «принц». Они для нашего менталитета несколько преждевременны. Украинский шоу-бизнес делает только первые шаги. У нас есть популярные артисты и синтетические — искусственно созданные. Очень профессионально лепит кумиров для молодежи агентство «Nova». Яркий тому пример — явление Ирины Билык, которая чутко следит за модными веяниями. Периодически преображаясь то в секс-диву, то в белокурую Жези, а нынче в деву Марию с дитем. Элегантный стиль культивирует наша украинская светская дама Таисия Повалий. Судя по огромной армии подражателей этих артистов, продюсеры попали в точку. В поисках своего «я» находятся Марина Одольская и Наталья Могилевская. Иногда удачно, а чаще не очень. Руслана Лыжичко стоит несколько в стороне от шоу-тусовки. Ее проекты «Дзвінкий вітер» и туры по замкам Украины редки. Они требуют огромных денежных вливаний. Поэтому певицу можно назвать больше студийной исполнительницей. Впрочем, на Западе никто из «звезд» концертами не зарабатывает себе на жизнь. Они их используют в рекламных целях для раскрутки собственных альбомов. У нас пиратство, словно паутина, заплетает все вокруг. Эффективные меры борьбы с ним еще не найдены, и без гастрольной деятельности артист быстро ноги протянет.

Игорь Лихута (продюсер Т. Повалий) считает ошибочным мнение о том, что голос на эстраде не нужен. Очень даже нужен! По его тембру и отличаются певцы, утверждает Игорь. Впрочем, есть исключения. Смеяться и плакать могли заставить проникновенные интонации, почти речитатив Клавдии Шульженко, Марка Бернеса. Сейчас вокальные данные артисты заменяют эпатажем, костюмами или танцами. Делается упор на развлекательность. В этом преуспел Андрей Кравчук. Достаточно странно смотрятся молодые, исполняющие песни с чужого плеча. Не трогает душу их тщательно выводимые рулады о любовных страстях. И взятые напрокат шикарные наряды 16—18-летних девушек все равно не делают их дамами. Репертуар — самое слабое место многих начинающих.

— К сожалению, сегодня на эстраде все решают деньги, — сетует народный артист Украины Иван Попович. — Кто платит, тот и заказывает музыку. Ситуация кризисная! Поток серости хлынул изо всех щелей. Если раньше во главе угла был талант, то нынче любой бизнесмен считает себя продюсером. А они чаще всего профаны в музыке. Разве что тинэйджеров могут завлечь яркой упаковкой, но пустышки быстро сгорают. Когда творческой фантазии не хватает, то запускают слухи. Искусственная подпитка может быть лишь разовой инъекцией, стимулятором. Через пару лет эти надутые «шарики» быстро лопаются. Никто не задумывается, чем займется «звездочка», которая сверкнула и тут же погасла. Ведь у многих молодых исполнителей даже нет специального музыкального образования. Вот вам и крушение иллюзий. На вольных хлебах может существовать человек с именем, обладающий индивидуальностью. Есть «официально неофициальные» цифры. Композитору за песню нужно заплатить от 500 до 1000 долларов. Оркестровка плюс еще 500 «зеленых». Самый скромненький клип обойдется в 3000 у.е. За эфиры в популярных передачах придется выложить еще 300 долларов.

Многие популярные артисты принципиально не хотят платить за теле- и радиоэфиры. А тем, кто делает только первые шаги на эстраде, без этих расходов не обойтись. Резон в данном предложении есть. Вначале исполнитель зарабатывает себе имя, а потом оно работает на него.

ПЕРВЫЙ — НЕ ВСЕГДА ЛУЧШИЙ

Очень важно понять, какую музыку хочет слушать публика. В 70-е годы это был рок. Сейчас в Европе и Америке в моде ретро — диско-ритмы. А у нас — музвинегрет.

Фактически каждый продюсерский центр проводит свою акцию. Кто получает первые места в этих хит-парадах? Естественно, свои люди — представители очередного «проекта». Придумываются под них номинации. Анкеты, звонки, письма служат отвлекающим маневром и создают иллюзию объективности. Получается замкнутый цикл: родили — наградили — порадовались. Выбирать действительно лучших у нас, увы, пока не научились. Вспомните недавних лидеров хит-парадов: Юрка Юрченко, Олю Юнакову, Женю Власову, группу «Фантом-2», «Леми-лем», «Медхедс» и прочих «героев». Какими «шлягерами» они нынче потчуют публику? Где толпы рыдающих фанов? Только 10 процентов молодых зрителей из вала, обрушивающегося на их головы, сумеют отличить хорошее от подделки. Да и как отличить, если многие FM-станции и музыкальные передачи обычные суррогаты подают как лучшие образчики украинской эстрады. Такое впечатление, что проводится эксперимент по оболваниванию публики. Репертуар многих «звезд» не выдерживает никакой критики. Три притопа и три прихлопа называют авангардом. Бессвязные тексты — новым словом.

— Дилетантам не место на сцене. Только профессионалы должны выходить на эстраду, — считает композитор Николай Мозговой. — Для вокалистов нужна хорошая школа и талант от Бога. Мы сами любим создавать себе кумиров. Печально, что многие так называемые золотые и серебряные голоса на самом деле таковыми не являются. Что ты из себя представляешь, определяется просто: любит и знает ли тебя публика не только в родном «хуторе», а хотя бы в ближнем зарубежье. Весь их блеск после одного концерта уже тускнеет. Смешно слушать, как гордо некоторые коллеги называют себя продюсерами. Они просто администраторы, а продюсер — это человек, имеющий деньги, вкладывающий их в артиста и диктующий как хозяин правила игры. Нет у нас таких! Мы стремимся жить по западным меркам, а на самом деле даже не вскочили на подножку этого экспресса, название которому «шоу-бизнес». Много дров наломаем, пока научимся вести себя по высшим мировым стандартам, фонограммное пение уйдет в прошлое и на концертах будет только «живой» звук. Думаю, что вырастут несколько поколений, прежде чем наступит ренессанс украинской эстрады.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать