Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сокуров отказался от Гран-при «Кинотавра»

17 июня, 00:00

«Блокпост», по свидетельству очевидцев, с первого дня и вполне справедливо ходил в фестивальных лидерах. Это, пожалуй, лучшая пока картина режиссера Александра Рогожкина, создателя рекордсменов видеопроката: «Особенностей национальной охоты» и «...рыбалки». Более того, «Блокпост» я бы назвала и лучшей на сегодня лентой о Чечне, и шире — о войне в так называемых горячих точках. Режиссеру удалось в фильме без напряжения, без искусственных обобщений перешагнуть из реализма в условность, притчу, ту самую, что не получилась у Сергея Бодрова в «Кавказском пленнике».

Гильдия прессы присудила «Блокпосту» свой приз, фильм удостоился также специального упоминания ФИПРЕССИ и получил «Золотую розу» «Кинотавра».

Что касается лучшей мужской роли, то еще накануне фестиваля с большой степенью вероятности можно было утверждать, что этого приза удостоится Михаил Ульянов. Его Дед в насквозь социальном фильме Сергея Говорухина «Ворошиловский стрелок» переводит это кино в явление искусства. Ульянов играет мастерски и по-актерски расчетливо. Этот приз он разделил с Владимиром Ильиным, с которым все довольно забавно: Ильин — блестящий, многогранный актер, которому под силу сыграть если не все, то очень многое. И надо же такому случиться, чтобы уже дважды (первый раз на «Нике») он получал приз за роль в довольно посредственной комедии Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму!», где играет гениального изобретателя, этакого современного Левшу, который не по своей вине преступил закон и добровольно решил понести наказание. Правда, в голландской тюрьме.

Жюри учредило также специальный приз за актерский ансамбль, которым наградило фильм Дениса Евстигнеева «Мама». Приз за лучшую женскую роль получила Елена Руфанова, сыгравшая Еву Браун в «Молохе». Действие фильма происходит в течение одного дня 1942-го года на даче Гитлера в Альпах. Это типичное сокуровское кино, которое, как известно, не для всех. Зато на фестивалях подобные фильмы привечают. Любопытно, что, отправляя «Молох» в Сочи, режиссер особо не рассчитывал быть обласканным, подчеркнув в одном из интервью, что его фильм стоит вне кинематографического процесса и потому он лишен каких- либо призовых амбиций.

И вот на закрытии фестиваля объявляют обладателя Гран-при: Александр Сокуров. На сцену поднимается пытающийся скрыть растерянность продюсер «Молоха» Виктор Сергеев и сообщает, что режиссер по телефону поручил ему от приза отказаться: дескать, жюри, присуждая его, руководствовалось не художественными, а политическими критериями. Далее следует немая сцена. Так явствовало из телетрансляции закрытия.

На следующее утро я позвонила в Сочи, но, увы, никаких подробностей в пресс-службе «Кинотавра» узнать не удалось. Сергеев в недоумении и прокомментировать поступок Сокурова не берется. Впрочем, этот режиссер всегда отличался трудным характером и полным набором странностей настоящего гения.

Рискну высказать одно предположение. В уже упомянутом мною интервью в словах Александра Сокурова звучит нескрываемая обида на родное отечество, где не очень-то интересуются тем, что он делает. Вот и с «Молохом»: от зарубежных телекомпаний поступили заявки на телеверсию картины. Сокуров собирается делать две серии по 65 минут, введя новые сюжетные линии и эпизоды, а русское телевидение молчит. Режиссер взял да и обиделся. Причем настолько, что оконфузил «Кинотавр».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать