Перейти к основному содержанию

«Соленый гопак» Валерия Петрущака

Первые украинские кругосветчики готовятся к новым путешествиям
24 июня, 19:41
ВАЛЕРИЙ ПЕТРУЩАК: «ЕЩЕ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ Я ПОКЛЯЛСЯ, ЧТО ОБОЙДУ ВЕСЬ МИР НА ЯХТЕ ПОД СИНЕ ЖЕЛТЫМ ЗНАМЕНЕМ» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА

Отправиться в путешествие вокруг света, да еще и на парусной яхте, могут лишь настоящие отчаянные смельчаки. Именно таким украинские яхтсмены считают своего коллегу Валерия Петрущака, ведь он впервые за историю независимой Украины осуществил путешествие вокруг света на собственной яхте «Лелітка». И хотя было это в далекие 1994—1998 годы, Валерий Дисанович до сих пор мечтает повторить свой подвиг, то есть проплыть за 1399 суток 30 тысяч миль, три океана и 12 морей. А еще украинский яхтсмен уверен: ему это удастся, ведь в путешествие он возьмет с собой свой надежный «экипаж» — жену Наталью, которая была с ним и во время первых кругосветных странствий. В 2006 году Валерий Петрущак издал книгу впечатлений от путешествия — «Соленый гопак», а сейчас готовится к ее переизданию. Но самая большая мечта яхтсмена — проплыть вокруг света еще раз. О других планах первого кругосветного путешественника Украины, яхтсмена и кандидата технических наук Валерия ПЕТРУЩАКА — наша беседа.

— Как возникла идея осуществить кругосветное путешествие на яхте?

— Эта идея появилась у меня еще в детстве, в послевоенные годы, когда я зачитывался романами Жюля Верна, его морскими приключениями, ведь писатель тоже был яхтсменом и имел собственное судно. Желание почувствовать на себе дуновение свежего океанского бриза не давало покоя всю жизнь. С самого детства я любил путешествовать, часто отправлялся в спортивные походы, но в конце концов мечта взяла верх — и я записался в яхт- клуб. В 1975 году я стал мастером по парусному спорту, а также участвовал во многих соревнованиях. Поэтому я прошел хорошую парусную школу, прежде чем отправиться в путешествие.

В РОЛИ РОБИНЗОНОВ

— Удалось ли кому-то из украинских яхтсменов повторить ваш подвиг?

— На самом деле странствия на спортивных яхтах нынче не такая уж и редкость, но на парусных — безумцев значительно меньше. До меня никто из украинцев не осмеливался выйти в открытое море и проплыть весь материк. Позже, то есть после моего путешествия, такие попытки были. Как говорится, главное — начать, а потом дело сдвинется с места.

— А какой маршрут вы выбрали для путешествия?

— В сентябре 1994 года на яхте «Лелітка» мы отплыли с причала киевского крейсерского яхт-клуба, двинулись по Днепру к Черному морю, а через четыре года вернулись снова в столицу. За это время мы прошли Мраморное и Эгейское моря, не могли пройти мимо Турции, и хотя наплыв туристов из Украины в то время не был таким большим, вся турецкая загадочность и величие привлекала невероятно. Также побывали на острове Мальта, в африканском Тунисе, Испании и Англии. А оттуда мы двинулись на Канарские острова, Карибское море и Панамский канал. А потом началось самое интересное — мы вышли в Тихий океан: открытое пространство, где нет никого вокруг, лишь ты и вода...

Много времени мы с женой провели на одном из полинезийских островов — Таити. Как раз тогда полинезийцы проводили акции протеста против атомных испытаний. Вместе с представителями «Гринпис» мы участвовали в этих демонстрациях. Дальше нас ждало знакомство с Индийским океаном. На одном из его островов мы провели несколько месяцев и почувствовали себя в роли робинзонов: питались только бананами, кокосами, рыбой и тому подобным.

— Куда бы вы мечтали вернуться?

— Больше всего мне запомнилась Новая Зеландия и Австралия. Но не потому, что именно здесь мы простояли девять месяцев на ремонте яхты: она пострадала от сильного шквала во время стоянки на якоре. Меня поразили мужество, доброжелательность и сила новозеландцев, имеющих очень высокие моральные ценности. Также хотелось вернуться в Австралию, где осталось много друзей из украинской диаспоры. Кстати, подходя к ее берегам, яхта подверглась еще одному повреждению — сломался руль во время 12-бального шторма на Тасмановом море. Поэтому последние тысячи километров мы преодолели без руля — лишь с помощью парусов. А в придачу у нас закончились деньги, потому пришлось работать здесь целый год в сварочной мастерской.

— А как удалось решить проблему с трудоустройством?

— Сначала я обратился в Министерство миграции Австралии, рассказал о своей ситуации, мол, чтобы покинуть вовремя страну, мне нужны деньги. Здесь мне выдали временную рабочую визу, и я устроился на работу в сварочную мастерскую. Ее владелец был нами очень доволен, ведь его прибыли возросли в три раза. Он даже предлагал нам остаться на несколько лет в Австралии, но жена уговорила меня трогаться дальше. В целом финансовые трудности нам помогали преодолевать родственники и друзья из Киева, пересылавшие нам деньги в случае надобности.

ЖЕНЩИНА НА ЯХТЕ

— Кроме финансовых проблем, возникали еще какие-то трудности?

— Единственное препятствие, которое нам пришлось преодолеть, — это переход Тасманова моря по пути в Австралию. Тогда были очень неблагоприятные погодные условия: сплошные штормы, ветры, циклон за циклоном. Вообще в такое время не рекомендуется выходить в море, но мы рискнули. Беспрерывные штормы продолжались больше трех недель. Опомнившись немного от них, мы снова попали в 12-бальный шторм. Учитывая то, что после таких погодных перипетий мы остались живы, все остальные трудности — это пустяки.

— Наверное, решать все проблемы вам помогала жена, которую вы называете своим экипажем?

— Без Натальи мне действительно было бы нелегко. В одиночку идти в плавание намного труднее, потому что на яхте немало работы, которую одна пара рук не в состоянии сделать. Иногда бывают такие ситуации, когда по несколько суток нельзя спать — нужно все время следить за штурвалом. Поэтому присутствие жены облегчало мой труд в десятки раз.

— А чем вы занимаетесь сейчас?

— Жена опекает внуков, а их у нас целых семеро, а также занимается садом. Раньше я работал в Институте кибернетики им. В.М. Глушкова, сегодня — в страховой компании «Рокада», но основным хобби считаю парусный спорт, поэтому все свободное время провожу возле своей «Лелітки». Кстати, когда я изучал происхождение этого слова, то выяснил, что «лелітки» — это дочери богини воды Лелы, а значит, символизируют синий цвет. Для меня это очень значимо, поскольку еще в начале 90-х годов я поклялся, что обойду весь мир на яхте под желто-голубым флагом.

А ПОЧЕМУ ТАНЕЦ?

— Собираетесь ли воплотить в жизнь свою мечту о втором кругосветном путешествии?

— Эта мысль не дает мне покоя вот уже много лет. Но на то она и мечта, чтобы пытаться воплотить ее в жизнь. Поэтому в следующем году, если ничего не помешает, мы с женой отправимся в очередную кругосветку, только немножко по другому маршруту — хочется больше времени провести у берегов Южной Америки.

— А результатом путешествия станет очередная книга?

— Сейчас в свет вышло издание «Соленый гопак», ставшее словесным результатом первого путешествия вокруг света, которое мы совершили вместе с женой. Мы планировали, чтобы наше путешествие не было туристическим походом. А разница между ними в том, что путешественник делится своими впечатлениями с очень широким кругом людей.

— А почему вы назвали книгу «Соленый гопак»?

— Дело в том, что когда яхта идет по морю, она словно танцует на волнах. И этот танец очень сложный — с солеными брызгами, ветром и волнами, поэтому и зародилось такое название. Мои иностранные коллеги часто выдумывают подобные имена для своих яхт. Так, один из первых поляков, отправившихся в кругосветное путешествие в постсоветские времена, назвал свою яхту «Полонез». Через несколько лет в такое же путешествие поплыла польская яхта «Мазурка». То есть танцевально-музыкальная тематика очень близка морякам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать