Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Солнечный маэстро с печальными глазами

28 февраля знаменитому дирижеру Стефану Турчаку исполнилось бы 65 лет
27 февраля, 00:00

Накануне дня рождения маэстро в Национальной опере Украины прошел концерт, посвященный памяти Стефана Васильевича, в котором были исполнены фрагменты из его лучших постановок нынешними звездами киевской сцены.

ТРИУМФАТОР

С именем С. Турчака связаны самые яркие страницы украинского музыкального искусства. Он блистал как симфонический и оперный дирижер, прекрасно исполняя классику и произведения современных авторов.

— Стефан Турчак, словно весенний ветер, стремительно ворвался в украинскую музыкальную культуру, — рассказывает театровед Юрий Станишевский. — В начале 60-х о молодом дирижере — стажере Государственного симфонического оркестра Украины (выпускнике Львовской консерватории, класс Николая Колессы) ходили легенды, практически каждый его концерт становился событием. Натан Рахлин — тогдашний главный дирижер оркестра — доверял Стефану исполнять самые сложные и разнообразные программы, веря в его самобытный дар. В интерпретации произведений Турчак всегда вкладывал собственное мироощущение, пропуская через сердце неповторимый образный мир симфоний Чайковского, Бетховена, Лятошинского, Прокофьева, Шостаковича, Ревуцкого, Станковича.

За музыкантом было интересно наблюдать, когда он стоял за пультом. Зрителей подкупали его изящные жесты, выразительное лицо. А за страстным и темпераментным дирижированием угадывался сильный характер волевого человека. Он вдохновлял и зажигал оркестрантов. С юношеским задором готовил программу за программой, делая в рекордно короткие сроки оригинальные трактовки. Турчака всегда побаивались за крутой нрав коллеги. Он не терпел небрежности в работе. Под горячую руку метал громы и молнии. А вне сцены — очень ранимый человек: тихий, даже робкий. Его серо-голубые глаза всегда излучали легкую печаль.

В творческой биографии Турчака было много триумфов. Например, немногие музыканты смогут похвастаться, что в 26 лет они дирижировали Лондонским Королевским симфоническим оркестром. Стефан Васильевич дважды возглавлял главный музыкальный коллектив страны — Госоркестр Украины, а между этими периодами работал в Киевской опере. Его дебютом в театре стала масштабная, исполненная внутренней экспрессии, трепетного лиризма интерпретация вердиевского «Отелло». За 28 лет работы в столичной Опере под его управлением по-новому зазвучали многие спектакли. Сколько страсти он вложил в масштабные постановки: «Бориса Годунова» М. Мусоргского, «Золотого петушка» Римского-Корсакова, «Тараса Бульбы» Н. Лысенко, «Ивана Сусанина» М. Глинки, «Пиковой дамы», балета «Лебединое озеро» П. Чайковского и др.

Как самобытный художник, Турчак старался избегать рутины, требуя от оркестрантов, певцов и танцоров самого высоко уровня профессионализма. Своеобразным эталоном музыкального прочтения украинской классики стала его поэтическая трактовка балета «Лесная песня» М. Скорульского. Когда в 1977 году на киевскую премьеру балета «Спартак» приезжал А. Хачятурян, побывав и на одном из оперных спектаклей, композитор отметил, что театру повезло с дирижером. «Турчак обладает особым даром объединять людей своей кипучей энергией, быть тем центром, к которому сходятся все нити музыкально-сценического действия.» А потом с улыбкой добавил: «Турчак — солнечный маэстро, он излучает тепло, оптимизм».

МУЗЫКА ВЫШЕ ПРИНЦИПОВ

— Мне тяжело говорить о Стефане Васильевиче, — признался певец и режиссер Дмитрий Гнатюк. — Такие музыканты, как Турчак, рождаются раз в столетие. Это был великий дирижер и светлая личность. Очень чуткий музыкант. Прекрасно раскрывал тембровое богатство партитур. Точен в нюансах. У него одинаково выразительными были все регистры — от пронзительного пиано до звенящего форте. Оркестранты на спектаклях играли под его руководством всегда блестяще. Руками, глазами, даже своей фигурой он выражал музыку, помогая нам, находящимся на сцене, полностью раскрыть те образы, которые мы исполняли. Например, идет вердиевская опера «Аида». Стефан Васильевич настолько зажег весь ансамбль своим темпераментом, что каждый выкладывался до последней капли. Я играю роль царя Эфиопии Амонасро и чувствую — голос на пределе. А впереди сцена у Нила, в которой нужно показать эту сложную вокальную и драматическую партию, но, глядя на Турчака, живешь мгновением, забывая обо всем, что вокруг. Энергия дирижера передавалась мне. Я весь во власти музыки. Это было так здорово! Исполняя «Кармен», в одном из эмоциональных фрагментов Стефан Васильевич даже подпрыгивал, настолько буквально жил в музыке. В его интерпретации «Тарас Бульба» звучал мощно и полифонично. Эту оперу мы показывали на гастролях в Германии и Югославии. Казалось бы, неизвестная для иностранцев украинская классика, а во всех залах — зрительский фурор. Я не много могу назвать дирижеров, с которыми получал такое огромное наслаждение от работы. Когда С. Турчак стоял за дирижерским пультом, то казалось, что над ним парят ангелы. Он был максималист в работе.

— Это был остров в океане. Остров, который тяжело обживался. Гениальный музыкант, как ни высокопарно звучат данные слова. Дирижер был талантлив от природы, но при этом обладал колоссальной работоспособностью. Возможно, из-за перегрузок Стефан Васильевич умер прежде времени, едва перешагнув 50-летний рубеж. Турчак мог работать с партитурами по 24 часа. Когда я его узнал, Стефан Васильевич был уже маститым музыкантом, — вспоминает Василий Туркевич, заведующий литературной частью Национальной оперы Украины. — Он не отвлекался на посторонние вещи. Свою внутреннюю сущность раскрывал в музыке. В нем не было заносчивости, но некая стена между дирижером и обычными людьми возникала. На репетициях безжалостно гонял оркестрантов и актеров до седьмого пота. Для Турчака в работе не существовало авторитетов, предыдущих заслуг. Он считал: придя на репетицию, все должны быть готовы на 100% выполнить поставленную задачу. Сам работал до изнеможения и требовал самоотдачи от всех. Зато наградой становились премьеры. Благодаря С. Турчаку многие современные оперы увидели свет. Он внимательно работал с авторами. Вместе с Виталием Губаренко родились опера «Гибель эскадры» и балет «Каменный властелин», с Георгием Майбородой — опера «Ярослав Мудрый», с Евгением Станковичем — балеты «Ольга» и «Прометей», с Александром Билашом — опера «Прапороносці».

О турчаковской строгости ходила масса историй. Он совершенно не выносил расхлябанности. В последние годы своей жизни особенно строго относился к нерадивости коллег. Такое было впечатление, словно предчувствовал скорый уход, работал буквально на износ. Музыканты его побаивались. На репетиции могла муха пролететь — и ее жужжание было слышно. Если кто-то ошибался два-три раза, то уходил, чтобы не вызывать гневную тираду маэстро. Стефан Васильевич не кричал, но говорил без церемоний, прямо, не всегда подбирая слова. Для него музыка была выше любых категорий, принципов и моральных постулатов.

Однажды он приехал в Харьков дирижировать Симфоническим оркестром. На репетиции музыканты сыграли фальшиво. Турчак просит повторить. Опять плохо звучит. Стефан Васильевич бросает дирижерскую палочку и вылетает из зала. Музыканты замерли, наслышанные о крутом нраве маэстро. Через полчаса возвратился, улыбнулся и продолжил репетицию как ни в чем не бывало. Когда его спросили, что случилось, он ответил: «Узнал ваши зарплаты. На тот мизер, который вы получаете, вы играете прекрасно!». Но тот случай скорее исключение из правил. Своим музыкантам никаких поблажек дирижер не делал, считая, что в столичном театре должны работать суперпрофессионалы.

МУЗА

Стефан Васильевич был красивым мужчиной. За глаза его называли аристократом, несмотря на то, что родился в селе. (с. Мацковичи возле Перемышля, ныне территория Польши. — Т. П. ). Стоило маэстро появиться в любом помещении — и все взгляды приковывались к нему. Возможно, со временем кто-то напишет о Стефане Васильевиче книгу. Ведь жизнь Турчака — захватывающий роман: с победами и поражениями. Не все ладилось у него и в личной жизни. Первый брак распался... С Гизеллой Циполой, своей второй женой, дирижер познакомился в 1968 году на конкурсе вокалистов им. Глинки. Певица призналась в одном из интервью: «Он пришел поздравить меня с победой, поцеловал руку. Наши взгляды встретились. Возникло ощущение, будто мы знали друг друга много лет. Словно небо повенчало нас в тот миг...»

Она стала его Музой. Вместе сделали немало прекрасных спектаклей. Ципола и Турчак — две личности. Звезды, которые не затмили одна другую, а сошлись в двойную звезду. Впрочем, в театре считают, что когда дирижер и прима — супруги, то это не лучший расклад для коллектива. Гизелла Альбертовна всегда была дамой с характером. Порой даже пыталась руководить дирижером со сцены, и Стефану Васильевичу приходилось ставить супругу на место. После смерти Турчака Ципола быстро сошла со сцены. Не нашла певица больше такого мастера, который, отметая наносное, мог, сосредотачиваясь на главном, раскрывать творческую индивидуальность самобытной актрисы.

ПРОЩАНИЕ

27 февраля 1988 года торжественно отметили 50-летие маэстро. Турчак стоял за пультом радостный и взволнованный. Исполнялась симфоническая музыка, лучшие оперные артисты выступали в программе. Сцена филармонии утопала в цветах. Тот концерт можно назвать прощанием с поклонниками. Только близкие знали, что тяжелый недуг (рак мозга) подтачивал силы Стефана Васильевича. Были операции, не принесшие желаемого результата. Дирижер умер на подъеме своих возможностей. Неосуществленными осталась масса его творческих замыслов. Он хотел заняться Вагнером…

Похоронен Турчак на Байковом кладбище. По словам Г. Циполы, чтобы поставить мужу памятник, ей пришлось продать машину и дачу. Как-то раз певица пришла домой, а там разгром — воры полностью обчистили квартиру, забрали шубы, украшения, памятные безделицы, некогда подаренные Турчаком.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать