Спасение выживающих
На прошлой неделе в Киеве начались презентации финалистов Всеукраинского конкурса молодых творцов (творческой молодежи, наверное, прозвучало бы слишком по-советски) «СТАРТ». Приз на всех — довольно солидный: 25 000 долларов.
Несколько месяцев жюри отбирало претендентов в пяти номинациях. Почему-то не удивляет, что «время и место презентации номинации «кино» будут объявлены дополнительно». Сколько их упало в эту бездну… В остальных категориях все вроде бы состоялось. Наиболее многолюден раздел «музыка», но это не столько показатель обилия музыкальных талантов (давно и многократно подтвержденного концертно-сочинительской практикой), сколько размытости критериев. В самом деле, нет надобности в консерваторском образовании, чтобы ощутить различие между поп-музыкой и музыкой академической. Разные ценностные иерархии, понятия о мастерстве, да просто абсолютно разные миры, которые только то и соединяет, что слово «музыка», причем вкладываются в него также совершенно разные смыслы. Как-то странно видеть «призовой забег», где на равных состязаются молодой пианист-виртуоз Евгений Громов, записавший целый цикл компакт- дисков «Украинская фортепьянная музыка ХХ столетия», и одесская рок-группа «Нумер 482». Ничего плохого не хочу сказать о группе, Одесса всегда славилась самобытной рок-школой. Но соревнование между классическим виртуозом и начинающей поп-командой напоминает скорее известную банальность про «коня и трепетную лань» в одной упряжке. А ведь на равных будут оценивать — в одной категории, прошу заметить — еще и киевского дирижера Тараса Миронюка, харьковскую джаз-певицу Марину Захарову, львовского композитора Богдана Сегина, поп-фольклориста Александра Журавчака. Спору нет, они все, очевидно, мастера в своих профессиях, но, господа, это же совершенно разные профессии, космически далекие!
Другие категории выглядят более однородными. В «визуальном искусстве» предсказуемо оказались имена, последние годы постоянно появляющиеся в галереях актуального искусства наподобие ЦСМ, Гельмана и т. п.: одессит Игорь Гусев (проект «Фюрер под контролем»), бывший одессит Иван Цюпко со своим известным «Рентгеном. Любительское фото», Наталия Голиброда из Киева, Максим Мамсиков (сплошь — иронисты, постмодернисты, инсталляционисты), киевлянин Анатолий Слойко (проект «Искусство шепота»), и, наконец, художник из Тернополя Сергей Чайка.
Довольно разнообразна «Литература» — есть поэт Тимофей Гаврылив из Львова со сборником стихов «Возвращаясь к сказанному», его земляк, переводчик Юрий Зуб с переводом романа финского писателя Арто Паасилинна «Год зайца», два киевских прозаика — Марина Соколян (повесть «Кодло») и Светлана Поваляева (роман «Эксгумация города»), наконец, драматурги в виде антологии молодой драматургии «В поисках театра» (составитель Неда Нежданна).
А наиболее богатой удалась номинация «исполнительское искусство», то есть театр. Здесь есть режиссер Киевского театра на Левом берегу Андрей Белоус со спектаклем «Веселитесь! Все хорошо?!». Предсказуемо присутствует Илья Фетисов, руководитель фольклорного ансамбля «Божичи», автор сенсации прошлого сезона — ритуального спектакля «В поисках утраченного времени... Жизнь». Есть два одаренных харьковчанина: уже известный столичным театралам Игорь Ладенко, создавший практически на пустом месте интереснейший «Театр 19», и Алексей Коломийцев, режиссер, актер, оперный певец, сотворивший и вовсе неслыханное — «оперные комиксы» по мотивам Жака Оффенбаха «Маленькие шедевры великого мастера». Учитывая твердокаменный консерватизм нашей оперы и оперетты, последнее выглядит, без преувеличений, подвигом. Для всех интересующихся сразу могу сообщить: спектакль «Театра 19» «Хулия славлю» состоится сегодня вечером в Центре современного искусства «Дах».
Любой конкурс закономерно вызывает нарекания, любому жюри всегда достается на орехи. Но, при всех закулисных договоренностях и личных амбициях, любой конкурс худо-бедно отражает положение дел в той области, на материале которой проводится. «СТАРТ» здесь не исключение. С музыкой у нас богато и разнообразно, с изобразительным искусством более-менее сносно в плане количества, литературу, к счастью, на Галичине пишут бесперебойно, в театре иногда кому-то что-то надо (из чистого энтузиазма), а с кино, как всегда, полный завал. Чем здесь может помочь «СТАРТ»? Да хотя бы деньгами.
И того немало, если деньги эти дадут возможность поставить еще один хороший спектакль, сочинить, не думая о заработке, вдохновенное стихотворение или нарисовать стоящую картину.
Выпуск газеты №:
№229, (2003)Section
Тайм-аут