Спасти рядового Зайцева
В кинокомплексе «Украина» состоялась премьера военной эпопеи Жан-Жака Анно «Враг у ворот»Речь об «Оскаре» отнюдь не случайна, ибо эта премия, как никакая иная, отражает некий глобальный социальный заказ, востребованность определенной темы. И здесь «Враг» к месту. Ведь тема Второй мировой, отлитая в неувядающий жанр батального блокбастера, почему-то не отпускает американское кино последние несколько лет. Достаточно вспомнить, как лихо пару лет назад лавры Американской киноакадемии поделили «Спасти рядового Райана» и «Тонкая красная линия» — картины о доблести и страданиях американских вояк в разных концах света. «Враг у ворот» в этой странной череде кинобаталий занимает место противовеса. Ведь, согласно голливудским военным хитам, получается, что Гитлера громили и победили исключительно грозные американцы при незначительной помощи англичан. Кто перемолачивал немецкие дивизии на Волге и под Курском, кто вообще первым заставил немцев отступать, кто, в конце концов, Берлин штурмовал — об этом ни слова, ни кадра. «Враг у ворот» — более-менее заметная попытка заполнить эту весьма некорректную брешь.
Собственно, вначале даже визуально есть параллели с «Рядовым Райаном». После заимствованной из советских фильмов классической сцены отправления фронтового эшелона сразу следует форсирование водной преграды и высадка на берег. Ирония постановки: река Волга была воссоздана в Германии, к югу от Бранденбурга. Пулеметные очереди, разорванные тела, панорама битвы исполнены по-спилберговски масштабно. Правда, в отличие от «Райана», в основе фабулы лежит более выигрышная идея. Все же дуэль есть дуэль. Битва двух гигантов снайперского дела — сказка намного более завлекательная, нежели невразумительная экспедиция в старушку-Европу в поисках безвестного пехотинца.
Все хорошо до тех пор, пока в игру не вступает многочисленная и могущественная армия подробностей — вечный бич американских фильмов, посвященных иным странам и далеким временам. Что приятно — во «Враге у ворот» видимых несуразностей немного. Даже надписи на русском, попадающие в кадр, исполнены без ошибок, что вообще — редкость невероятная. Но очень скоро оживление исторической фактуры начинает натыкаться на многочисленные подводные камни. «Вечерний звон» во фронтовом блиндаже, тут же переходящий в «Степь да степь кругом» — это еще мелочь. Но вот «Никита Сергеевич Хрущев», муж могучий и весьма достойный, более напоминает на крепкого полковника из американской армии, а не секретаря ЦК. Простой уральский парень, пастух Вася Зайцев (Джуд Лоу), который вроде бы и пишет с ошибками, задумчиво произносит о проклятом Кениге: «У него потрясающая интуиция». Самому майору Кенигу подчас делать нечего, кроме как расхаживать среди наверняка заминированных и кишащих другими снайперами руин Сталинграда, только чтобы подло убить советского мальчика… Фронтовая любовь Зайцева и Тани (Рейчел Вайц) показана скорее в стиле лощенной эротики «Основного инстинкта»; вши в сцене соития, очевидно, не участвовали. Разочаровавшийся в идеалах коммунизма, а зачем героически самоубившийся политрук Данилов (Джозеф Файнс)… И, наконец, апофеоз борьбы с непокорный историей — развязка. Заключительный поединок советского и немецкого снайперов, превращен в чистейший вестерн, с развевающимися плащами, прищуренными глазами и выстрелами в упор.
Впрочем, «Враг у ворот» может не понравиться очень многим в России и, шире, в бывшем СССР, не только из-за такого рода несуразностей — а, как ни парадоксально, все из-за той же исторической правды, которую режиссер, Жан-Жак Анно, также воспроизвел, уже несколько иными деталями. Заградительные отряды, отстреливающие тех, кто пытается отступать; одна винтовка и пять патронов на двух человек — одного убьют, другой унаследует оружие; страх перед смертью без истошного «За Родину, за Сталина!»; наплевательское отношение командиров к жизни своих же солдат, многих безвестных Зайцевых, Ивановых, Петровых, погибших ни за грош, просто из-за бесчеловечных, твердолобых приказов, — вот та, другая война, которая тоже шла в Сталинграде и которую ни один русский режиссер не показал и никогда не покажет при всех переоценках прошлого.
Потому и не покидает ощущение, что двухчасовый фильм затеян ради того, чтобы спасти рядового Зайцева, не героя, но простого человека — дать ему в руки, вместе с винтовкой, удачу, которой не было у миллионов его собратьев. Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День СПРАВКА «Дня»»
Василий Григорьевич Зайцев родился 23 марта 1915 года в Челябинской области. Внук охотника-промысловика. Строил Магнитку. Служил на Тихоокеанском флоте, получил бухгалтерское образование. На фронт главстаршина Зайцев попал в сентябре 1942 года. Герой Сталинградской битвы. За три месяца боев уничтожил 242 противника. Среди них — 11 снайперов, специально охотившихся за ним. Самого знаменитого майора Кенига — уничтожил после многочасовой дуэли на Мамаевом кургане выстрелом в правый висок. Герой Советского Союза (1943 г.). Почетный гражданин Сталинграда. Был пожизненно зачислен в воинскую часть, с которой прошел фронтами Отечественной. После войны жил в Киеве. Окончил Институт легкой промышленности. Был директором завода запчастей для сельского хозяйства, швейной фабрики «Украина», техникума легкой промышленности. Написал два учебника для снайперов.
Умер 15 декабря 1991 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.
КСТАТИ
За семь лет до того, как Жан-Жак Анно взялся за «Врага у ворот», история легендарного советского снайпера Василия Зайцева вдохновила Юрия Озерова, автора монументальных эпопей «Освобождение», «Битва за Москву», «Сталинград». Последний фильм вышел в 1989 году, однако пришелся не ко двору охваченному перестроечной эйфорией кинематографу той поры. Четыре года спустя режиссер предпринял оригинальную попытку компиляции: позаимствовав у самого себя сталинградские эпизоды, он доснял несколько сцен и вживил их в батальное полотно. Главными героями «Ангелов смерти» стали двое снайперов: сибирский паренек Иван (Федор Бондарчук) и немецкий ас Иоганн (Регимантас Адомайтис), между которыми возникает смертельное противостояние. Параллельно развивается и любовная линия. У немца она явно не задалась: будучи в отпуске он уличает жену в измене. А вот Ваня встречает хорошую девушку (Екатенрина Стриженова), влюбляется в нее. Однако в финале немецкий снайпер убивает девушку, но щадит Ивана: пока тот на руках выносит тело любимой, он держит его на прицеле, но на курок так и не нажимает.
Выпуск газеты №:
№76, (2001)Section
Тайм-аут