Спустя полвека бокоры опять на Тисе
Cтартовала украинско-венгерская экологическая экспедиция
Запланированно изучить бассейн реки, состояние берегов, защитных сооружений, качество воды, биоразнообразие. 500 километров до венгерского города Сегеда восемь ученых решили преодолеть на двух бокорах или дарабах. Так в украинских Карпатах называют плоты из стволов хвойных деревьев, которые в Закарпатье по Тисе сплавлялись со времен Римской империи и до середины прошлого века. Следовательно, через полвека возобновлено ремесло сильных, мужественных плотогонов.
Сперва планировалось начать путешествие от места, где Белая и Черная Тиса соединяются и образуют большую Тису. Но жара выпила воду, и там несусветная мель. Немножко ниже, возле Луга, глубина обнадеживающая. Два бокора доставили сюда из соседнего Межгорского района, где их изготовил бывший 74-летний бокораш Иван Тацин. Размером три на шесть метров, из ясеня. Кто-то пошутил: будут плыть по Тисе, грустить о родном доме и петь песню об ясенях, приходящих в снах. Руководитель экспедиции Мирон Цюбик сказал, что очень часто в его воображении возникает картина: полноводная стремительная река и по ней несется, выплясывая, вязанка бокоров. Отец пана Мирона стоял на весле бокора и иногда на тихой воде брал, так сказывать, на «борт» сына.
Участники экспедиции хотели стартовать без проводов и помпезности. Но село есть село, и скоро новость гуляла от дома к дому. Жители Луга решили, что негоже отпускать бокоров без напутственных слов и музыки. И вскоре на берегу возник стихийный праздник со всеми народными закарпатскими атрибутами. Правда, трембитаря не могли найти, поехал в Рахов. Пока шло приготовление к путешествию, житель Луга 75-летний плотогон Петр Тракслер рассказывал участникам экспедиции, как колоды собирались в специальных водоемах, связывались в бокоры и формировали караван. Он направлялся в венгерский город Сегеда, где была лесотоварная биржа. В 45-м по Тисе пролегла граница между Украиной и Румынией и сплавлять лес по воде стало тяжело.
Петр Тракслер вспоминает: «Мы идем на сплаве, на бокоре этом. Там на мосту стоят пограничники и кричат: «Стой! Стрелять буду!». Автоматы на нас направили. Ну как ты остановишься на воде, посреди Тисы? Мы показываем пропуска, есть разрешение».
Звучат пожелания сельской власти, хлеб-соль, благословение священника. Дальше нужно было бы, по новым обычаям, разбить бутылку «Шампанского» о бокор. Но руководитель экспедиции безудержно рвался в путь и даже на дорогу не выпили вина за удачу. Зря. Правда, настоящие бокораши никогда не пили перед сплавом леса. Пообщался с Пейтером Валайошом, заместителем директора Готубатского национального парка (Венгрия). Хотя он много лет занимается водным поло, но все же зажег свечу в храме, чтобы не изведать мук под названием «Бурлаки на Волге». Довелось. Много караванов разбивалось в этих местах о пороги и погибло много плотарей. О них напоминает крест над водой. Опасность порогов, камни почувствовали на себе участники экспедиции. Всего лишь двое из восьми плавали по Тисе на лодках, катамаранах, а остальные — без каких- либо навыков. Учиться пришлось на марше. Горькой оказалась наука. Бокорами бросало, вертело. По-видимому, нужно было несколько дней или хотя бы часов потренироваться в сложном ремесле, чтобы достичь синхронности. В первый день, вечером, в нескольких километрах от Луга, тяжелые бокоры сели на камни. Как ни пытались сдвинуть их с места, что только ни придумывали — даже лебедки применяли, но после нескольких часов купания в Тисе оставили дарабы и разбили лагерь на ночлег. И тут кто-то назвал причину беды: в давние времена ни одной женщине не разрешалось стоять на бокоре, а перед отправлением в Луге несколько женщин позировали для фотографов, взмахивая веслами. Неслыханное святотацтво. Двухкилометровые пороги в Белой Церкви преодолевали целый день. Подступало отчаяние. В конце концов прямо в воде разрезали дарабы вдоль пополам и стало их четыре — по два человека в каждом экипаже. Мирон Цюбик, похоже, не теряет оптимизма. Если придется еще разрезать и плыть, как на каноэ, на одном дереве, все равно цель должна быть достигнута.
Кто-то из измученных, нетерпеливых сопровождающих посоветовал загрузить четыре бокора на автомобиль, довезти до Вилка и на большой воде продолжить задуманное. В ответ — искры возмущения в глазах романтиков. Мол, не мешай кайфовать, не порть нам нашу нирвану. Бывалый путешественник Михаил Грене в трудные минуты брал управление на себя и через полдня все плавали, прыгали в воду, толкали, знали, как плыть, куда грести. Путешествие проходило под бдительным присмотром пограничников, румынские наряды сопровождали с автоматами Калашникова наготове, наши — без оружия и увиденное воспринимали веселее. Молодой воин с биноклем сказал, что бокораши напоминают ему сцены из книги Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».
Сели на мель и в Большом Бычкове. Каждый раз к экологам, возившимся в воде, приходил почтенный пожилой мужчина, бывший плотарь, и советовал с берега, что нужно делать, давал советы и относительно слаженных действий дуэтов. Как зеницу ока берегли государственные флаги Украины и Венгрии на мачтах. Однажды желто-голубой флаг понесла быстрая вода и участник экспедиции Остап Цапулич мгновенно мужественно бросился в водоворот и спас его. Силы добавляло то, что всех участников экспедиций застраховала от несчастных случаев Закарпатская дирекция «Гаранта- авто» и сам директор Виктор Матяшовский вручал страховые полисы. Экспедиция все же научная и даже в критические минуты никто не забывал наблюдать, записывать, фиксировать на видео- и фотокамеры.
Александр Гуревич 11 лет плавает по Тисе, в большинстве случаев на катамаранах. По его словам, очень большая разница, как наблюдать с берега и как с воды на берег. Видишь целый срез, где плодородный слой, где какие грунты, птицы, растения.
150 километров наиболее тяжелого горного закарпатского участка Тисы — позади. 350 километров венгерской части Тисы, являющейся судоходной, даются уже без препятствий. Правда, течение слишком медленное и плывут торжественно. В каждом селе и городе люди приходят на берег и смотрят с таким видом, как будто проплывает Ноев Ковчег. На все путешествие есть два недели. Результаты исследований будут представлены на международной конференции по проблемам Тисы, которая состоится в Будапеште под эгидой Европейского Союза. Выйдет и книга об истории лесосплавов в украинских Карпатах. Ее автор — доцент Ужгородского национального университета Роман Официнский.
Говорит, что самого большего размаха сплав леса достиг в ХIХ веке. К середине 50-х годов ХХ века только по Тисе ежегодно сплавлялось 200 тысяч кубометров древесины. Караваны доходили до Черного моря. Бокорам сказали «прощай» в 1954 году в Закарпатье. На Буковине последнюю дарабу провели четверть века назад, в 1979-м. Роман Официнский, вспомнив армейскую выучку, умело выводил бокоры на глубину.
На берегах Тисы живут более 10 миллионов жителей Украины, Румынии, Венгрии, Словакии и Сербии. В следующем году планируют устроить экспедицию с экологами этих стран на пяти бокорах.
По маршруту Украина — Венгрия по Тисе часто плавают группы туристов, пользуясь катамаранами, лодками. Конечно же, путешествовать на плотах из колод захотят многие желающие, особенно лесные коммерсанты. Таможенники разъясняют: за древесину внесите в кассу все платежи — и счастливого пути. Или дарабы вернут в Украину. Такое условие к группе экологов не имело отношения. Те говорят, что два бокора, общая стоимость которых 500 евро, станут экспонатами какого-то венгерского музея. Подарят их бесплатно.
Выпуск газеты №:
№174, (2003)Section
Тайм-аут