Перейти к основному содержанию

Стоит делать то, что нравится. И «подтягивать» публику!

Певица Росава — интеллектуал. Не только в музыке
16 марта, 20:15
ФОТО ИЗ АРХИВА РОСАВЫ

Может быть, потому и не часто попадает в информационное пространство, что, впрочем, ее мало волнует. Росава свое знает. И делает. Что называется, тихой сапой. Уже восемь лет возглавляет Комитет по отбору талантливой молодежи на учебу по программе UWC (13 стран мира). Издала четыре альбома: «Просто неба», «Колисанки», Lotus Feat. Rosava и «Тепер і потім». Два года тому назад была одним из инициаторов проекта «Музыкальный сезон в Золотых воротах», где в архитектурном памятнике на протяжении почти полгода выступали разножанровые украинские исполнители. Недавно вместе с Екатериной Гапочкой, вокалисткой группы «Гапочка», группой «Дивні», участниками хора «Дударик» принимала участие в рождественских концертах. Ее увлечение — чтение и путешествия, общение с интересными людьми, исследование своей родословной. Одним словом, полный противовес массированных телевизионщиками идеям вроде того, что должна делать красивая девушка на досуге.

— Росава, что стало толчком для исследования своей родословной?

— Я ее исследовала до шестого поколения. Желание больше узнать о своем роде появилось с ощущением ответственности за себя, своих родных и близких. В конечном итоге, с поисками жизненных целей. В некоторый момент осознаешь, что биографию страны можно подать под тем или другим углом зрения, твою же — никто не сможет переписать. Так из истории родов и творится история Украины.

К 60-летию отца снимаю документальный фильм. С этой целью разъезжаю по родственникам. И хоть некоторые рассказы слышала уже несколько раз — а вдруг в них появятся новые интересные подробности. Где-то в тех рассказах о маме-папе, бабушках-дедушках и пра-пра идентифицирую себя. По моему убеждению, если бы больше украинцев интересовалось собственными корнями, «выздоровление» нашего постгеноцидного общества проходило бы быстрее.

— В прошлом году в Мемориальную субботу, день чествования памяти жертв голодоморов и политических репрессий, в одном из телесюжетов вы рассказывали, как лихолетье 1932—1933 годов коснулось и вашей семьи. Когда и от кого узнали об этом?

— Одной бабушке — 88, дедушке — 86 лет. Они — единственные свидетели, на чьи воспоминания могу опираться. Святость хлеба осознала в школьные годы. Всегда говорила мамина бабушка: «Не оставляй ломоть на тарелке!». Она пекла белый пшеничный хлеб. Румяный как солнце, его хотелось целовать. Он мог сохраняться недели две-три.

Я до сих пор не пойму нелепость смертей миллионов украинцев в 1932—1933 годах. Это же как нужно было морально и духовно выпотрошить народ, чтобы односельчане оставляли своих соседей с малыми детьми на произвол судьбы, забирая последние запасы продовольствия, а сытые городские жители не признавали сельских.

Создание проекта «Колисанки» — то был период очистки и сбора себя совокупно — исторически, культурно, ментально. Как-то отец сказал: «К твоим глубоким эстетическим музыкальным посылам люди в известной степени не готовы. Значит, нужно воспитывать своего слушателя с малых лет». Я осознала сказанное через определенный промежуток времени. К этому побудили события: родился племянник, нашлись люди, готовые поддержать альбом. На фоне отсутствия национального детского телевизионного продукта его выход — это своеобразный засев зерен, которые, верю, прорастут.

— Как-то с вашими приятелями зашла речь о методах борьбы с «совком» на бытовом уровне. Они ставили вас в пример, мол, у своего дома ежегодно настойчиво садите цветник. В конечном итоге, люди перестали там выгуливать собачек, бросать туда окурки.

— Знаете, я ни с чем не борюсь. Просто так живу. Я — любимый ребенок. С детства меня окружал мир красоты — дедушкин сад и цветник. Очевидно, не могла смотреть как на месте, где когда-то была клумба во дворе, где я живу, изобилуют сорняки. Туда любили швырять обертки с конфет, окурки. А во дворе много маленьких детей. Однажды мама дала мне луковицы нарциссов и тюльпанов, бабушка выкопала барвинок, работники Музея Ивана Гончара поделились лилиями, и я насадила клумбу, потом — другую. Сначала люди продолжали там мусорить, а впоследствии перестали, разве что изредка. Как-то себе гребу на клумбе, подходит простой человек и говорит: «Девушка, вы — прекрасны!» Неужели же не заслужила этот комплимент?.. Радуюсь, когда в моих ромашках фотографируются девушки. Это все веду к тому, что, если хочешь изменить мир, начни с себя.

— Долгое время вы руководите программой UWC в Украине, которая предусматривает учебу нашей молодежи в Канаде, Норвегии, Италии. Новые социологические исследования свидетельствуют о том, что «эмиграционный» возраст украинцев значительно помолодел. Еще до недавнего времени это были мужчины и женщины 40—45-ти, по большей части работники. В настоящее же время — молодые люди до 30 лет.

— Уже восемь лет минуло с того времени, как унаследовала проект от Украинского законодательного фонда и непосредственно пани Галины Фриланд. Получаю колоссальное удовольствие от его реализации и, очевидно, могу понять, чем «дышит» современная молодежь. И хоть наша программа волонтерская, то есть, по ней нечего не заработаешь, 80% рассматривают ее как возможность выехать за границу. Более того, 95% украинцев, которые подаются на подобные программы (у нас их действует несколько), стремятся поехать в другие страны — для изучения или совершенствования иностранных языков, подзаработать, в конечном итоге, эмигрировать. Скажу откровенно: среди претендентов поехать учиться по проекту UWC — уникальных мало. Но они есть. Те, кто верит, что их поколение может изменить нашу страну. Получив качественное образование в Европе или Северной Америке, они возвращаются сюда и устраиваются в авторитетные национальные или транснациональные корпорации. Как раз в таких молодых людей и хочется инвестировать. Это, очевидно, наш наибольший капитал.

— Не так давно читала о том, что вы записали несколько этно-джазовых композиций. Что это будет?

— Еще не знаю. Планировали интересную поездку, но она не сложилась. Поэтому решили не тратить попусту время и записать несколько треков. Работали за городом — в большом частном доме, потолки которого достигают около семи метров, что дало возможность воспроизвести максимально качественный звук. К тому же, была самая современное техническое оборудование и хорошо настроенный довоенный «Steinway» рояль. (Таким условиям может позавидовать любая приличная студия.) Работала с лучшими джазменами — Алексеем Саранчиным, Николаем Кестеневым, Павлом Галицким и Богданом Гуменюком. Думаем, что будем делать с этим дальше. Мы просто записали материал — чтобы он был. Потому что судьбы музыкантов складываются по-разному: кто-то едет работать за границу, другой вынужден отправиться в плавание на корабле. А что вы видите много концертных залов, где бы регулярно проходили концерты?.. Недавно я вернулась из Лондона. Там побывала в двух клубах. Будничный день. Полный зал. Играют два замечательных бенди. Посетители слушают. По всему видно, что понимают в музыке. Они живут в определенном культурном контексте. В нашей же стране нельзя руководствоваться правилом: спрос диктует предложение. Часто стоит делать то, что тебе нравится, а публику «подтягивать». Я не думаю, что большинство может что-то изменить. Зато верю в яркую личность. Потому что большинство всегда готово отдать полномочия.

— Что вы думаете по поводу печальноизвестного закона отмены квот относительно украинской музыки?

— Знаете, одна из известных радиостанций хотела крутить треки из альбома Lotus feat. Rosava, она это делала. Понравилась популярным fm-радио наша с «НеДілею» песня I will fly, они ее ставят. Так же с моей композицией «Тепер і потім». Если «Бумбокс» интересен своими новациями, вокалом, которым владеет Андрей Хливнюк, то группа войдет в так называемую квоту. И это группа, которая будет популяризировать не только Украину в Украине, но и в России, Казахстане. Вообще я не понимаю, как в Украине может ставиться вопрос квоты относительно украинской музыки. Абсурд!

— Росава, вам не кажется, что в настоящий момент происходит выхолащиванияе всего украинского из Украины?

— Оно, наверное, и хорошо. Это будет побуждать к сопротивлению. Когда-то мой хороший приятель Юрко Зеленый отметил, мол, лишь запрещение всего украинского расшевелит нашу страну замечтавшихся ангелов. (Так писал об Украине Густав Водичка). Потому что, каким же образом обусловливать те или иные процессы, если мы можем объединяться, к сожалению, только против чего-то, а не за что-то!

— Когда Росаву спрашивали о продюсировании собственных проектов, в частности, «Колисанок», в ответ прозвучало, мол, какой из вас продюсер: 50 килограммов веса и голова, «забитая» вечным. Над чем в настоящий момент размышляете?

— Над тем, как женщина должна понять душу мужчины. Собственно, только что закончила книгу Джона Элдреджа «Дикое сердце». Она написана для того, чтобы мужчина понял себя самого, а женщина поняла мужчину. Прочитав ее, сделала два вывода. Первый: не нужно пытаться спасать мир, вместо этого нужно осознать, что возрождает тебя к жизни. Второй: мужчина создан для приключений, а женщина — для мужчины, который возьмет ее в те приключения. Поэтому я жду, чтобы мужчина взял меня в приключение. Все прочее, мои проекты — сопутствующее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать