Стрит-арт — между хулиганством и искусством
Харьковчане относятся к настенным рисункам наиболее доброжелательно на фоне жителей других городов УкраиныХудожественное настенное творчество защищает городское пространство от хулиганского рисования — такой вывод сделали недавно харьковские эксперты Центра ИА «Майдан мониторинг». Они проанализировали уличное изобразительное искусство в четырех городах Украины — в Харькове, Киеве, Львове и Симферополе, сопоставив результаты с американской «Теорией разбитых окон».
Как влияет «настенная живопись» на городскую среду? В каком направлении искусство граффити изменяет пространство сегодняшнего города? Как сами жители относятся к рисункам на своих и окружающих стенах? Такими вопросам задались исследователи, выделив три основные разновидности настенных изображений — теги (текстовые надписи), художественные теги (большие креативные надписи с тенями и оттенками) и, наконец, художественные профессиональные картины. Некоторые выводы оказались неожиданными. Выяснилось, к примеру, что харьковчане относятся к настенным рисункам наиболее доброжелательно на фоне жителей других городов Украины. Особенно часто они замечают и одобряют художественное граффити.
Популярность уличных художественных изображений для Харькова неудивительна, полагает директор «Муниципальной галереи» и арт-куратор Татьяна Тумасян. В Харькове существует кафедра монументальной живописи, а значит, и традиция настенного рисунка, именно здесь сформировались такие известные украинские муралисты как Роман Минин и Гамлет. А кроме того, Харьков прославился стрит-арт фестивалями, которые дважды проводила «Муниципалка». «Харьков можно смело назвать законодателем стрит-арт тенденций в Украине. Сегодня мы ушли от фестивалей — это сложно организационно и финансово, надо получать много разрешений в госструктурах, руководстве районов для проведения акций. Мы организуем стрит-арт в виде отдельных акций или как часть фестиваля «Нон-стоп медиа», — рассказывает Татьяна Аркадьевна, отметив весеннюю акцию лэнд-арта.
Что касается тегов, то для Харькова знаковой была деятельность легендарного городского сумасшедшего Митасова, чье творчество состояло исключительно из надписей загадочного содержания. «Мы его хорошо знали, — вспоминает Наталья Зубарь, глава Центра ИА «Майдан мониторинг». — Он жил в 1980-х во дворе напротив Худпрома. Был безобидный, только немного странно одевался, ходил с краской и бормотал что-то себе под нос. Его жилье было легко найти, поскольку с приближением к нему надписи становились все гуще, и уже возле подъезда не было живого места». До сих пор дворы с остатками надписей «ВЕК ВАК» «Митасов» «Жить и работать на Земле» являются местом паломничества любителей городских загадок, а многие граффитчики копируют стиль посланий Митасова.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ГРАФФИТИ КАК СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА
Часто художники стараются донести до окружающих людей свои идеи. При этом, по мнению исследователей, сексистские надписи или высказывания агрессивного содержания, слова вражды и ненависти жители Харькова замечают меньше всего, практически игнорируют их. А художественные концептуальные картины, напротив — любят и ценят. Так жители улицы Муранова с благодарностью встретили появление этой весной на стене одного из домов необычной парящей девушки в украинском костюме, которая сняла с себя то ли лицо, то ли маску. Рисунок стал плодом совместного творчества харьковских мастеров стрит-арта, группы Ку-2 и французского муралиста Жюльена Маллана по прозвищу Сет. Художники работали шесть дней, разрисовав поверхность около 200 квадратных метров.
В целом исследование харьковчан косвенно подтвердило американскую «Теорию разбитых окон», гласящую, что единичные случаи хулиганства притягивают массовый вандализм и влияют на сознание. «Хаотично рисуют там, где что-то разрушено или есть большой контраст — к примеру, если напротив гламурного магазина стоит обвалившийся дом, то магазин разрисуют с гарантией! — уверяет Наталья Зубар. — Или маркируют покинутые дома, как на улице Мироносицкой, где появилась надпись «Наше». Обязательно разрисуют кусок рухнувшей стены». При этом в местах, где на стенах нанесены художественные изображения, случаи хулиганства, визуального насилия или войны тегов становятся реже. К примеру, исследователи указывают район от реки Лопань, улиц Полтавский шлях, Котлова, Муранова, Конторской и до Южного вокзала, где проводилось два фестиваля стрит-арта и было создано много художественных рисунков. Там хулиганское граффити почти не появляется.
«На картине писать неинтересно — поскольку мессиджа не видно», — считают исследователи. Художники объясняют отсутствие хулиганства в местах арт-объектов этическими и эстетическими соображениями. «Когда хулиганы видят что-то красивое, они не портят это. А рекламу «затегают», потому что у них нет уважения или трепетного отношения к коммерческим объектам, это попса», — считает участница группы Ку-2 Виктория Иванова. Но какой бы ни была причина, художники и исследователи едины в одном — профессиональное городское искусство вытесняет изобразительный вандализм. «Художественные настенные картины оздоравливают город», — уверена Наталья Зубарь.
ПОДДЕРЖИТЕ УЛИЧНЫХ АВТОРОВ!
«Нормальной власти стоит стимулировать уличное творчество: проводить конкурсы художников, оплачивать их работу. Например, привлекать к работе художников в местах, которые невозможно застроить. Так уже делают во многих городах. В Сумах действует специальная городская программа по привлечению молодых художников к уличному искусству. Благодаря ей хулиганская роспись практически исчезла!» — указывает координатор исследования Наталья Зубарь. По ее словам, при помощи художественного стрит-арта удалось побороть граффити вандалов в Филадельфии. Отметившийся в Харькове муралист Жюльен Маллен рассказывал, что во Франции городская власть выделяет средства на консервацию художественных уличных рисунков, покрытие их лаком. Тогда они могут прослужить двадцать и больше лет.
«Мы иногда получаем помощь от города — это цивилизованный путь. В Москве это сейчас массово поддерживается», — утверждает художница Виктория Иванова. Она говорит об опыте Рио-де-Жанейро, где городская власть, чтобы привлечь художников, официально открыла для рисования стены городских зданий, за исключением памятников архитектуры. А во Флориде вандалов-рисовальщиков отлавливают и отдают «на поруки» профессиональным художникам-муралистам, бывшие хулиганы становятся подмастерьями, носят емкости с красками, накладывают грунт — это также помогает бороться с вандализмом, уверена художница. «В городском совете есть программа борьбы с граффити, но при этом нет программы поддержки уличных художников. Хотя стена на Сумской возле кафе «Коники» была разрисована по заказу горсовета. Я бы выступала за то, чтобы эта сфера развивалась в Харькове и в Украине. Чтобы создавались картины, хорошо вписанные в городской ландшафт», — подводит итог исследования Наталья Зубарь.
Тем временем буквально на днях группа Ку-2 выполнила портрет известной харьковской летчицы — героя Валентины Гризодубовой. «Мы хотели сделать серию работ, посвященных великим харьковчанам ко дню освобождения города, — сообщает Виктория Иванова, представитель арт-группы. — Это некоммерческий проект, но и не благотворительный. Нам оказывают поддержку. Сейчас мы заканчиваем второй портрет — Клавдии Шульженко, — и надеюсь, что сделаем еще несколько».
Выпуск газеты №:
№124, (2013)Section
Тайм-аут