«Святой Николай имеет свой тип лица»
Осматривая иконы в Национальном музее имени Андрея Шептицкого![](/sites/default/files/main/articles/19122018/12ikona.jpg)
Чтобы отдать дань уважения Чудотворцу, любимцу и детей и взрослых, «День» предлагает экскурсию в Национальный музей им. Андрея Шептицкого, которую проведет заведующий отделом древнеукраинского искусства НМЛ Мария ГЕЛИТОВИЧ.
В собрании музея есть много ликов Николая — XIV, XV, XVI, XVII и XVIIІ веков. Свыше шестидесяти — с житием. О некоторых из них научный сотрудник довольно подробно расскажет.
«Мы стоим перед самой древней сохраненной в Украине иконой жития Святого Николая из села Радруж (теперь — территория Польши), — говорит Мария Гелитович. — Она датируется концом XIV — началом XV века. Там до сих пор сохранилась церковь Святой Параскевы — одна из самых древних украинских деревянных церквей, входящих в наследие ЮНЕСКО. У нас есть целый комплекс икон Святого Николая, но эта икона — особенно монументальная, отображает византийские традиции в украинской иконописи. Видим образ Николая, он бесплотен, под одеждами не чувствуется форм тела, пропорции в фигуре несколько удлиненные. Святой Николай имеет свой, характерный, тип лица, по которому мы его отличаем от других святых. У него всегда очень короткая седая борода и очень высокое чело с залысинами, волосы короткие седые. Лоб морщинистый, что говорит о его мудрости и аскетизме».
На этой иконе изображены и сценки из жития Святого Николая. Научный сотрудник рассказывает, что Николай из всех святых имел самый большой жизненный цикл (от рождения до возложения в гроб) — более тридцати сюжетов. «Их можно разделить на три части: детская, чудеса, которые делал при жизни, и чудеса, которые делал после смерти, — продолжает рассказ Мария Гелитович. — А особенно он известен тем, что помогал бедным, вдовам, сиротам, обиженным, осужденным несправедливо. Также тем, кто путешествовал по морю, потому что успокаивал бури. Даже есть такие предания, что наши казаки, которые плавали в Турцию, брали с собой образ Святого Николая. Вообще, культ Святого Николая в Украине чрезвычайно развит уже с принятия христианства. Мы знаем, что на Аскольдовой могиле был храм Святого Николая. Позже — во Львове. И в каждой церкви в иконостасе обязательно был образ Святого Николая — рядом с Богородицей и Иисусом Христом. Позже он был и в домашней иконе, и в народной живописи, и в устном народном творчестве. Чем Николай, собственно, славится?.. Он быстро приходит на помощь. Как, например, к Дмитрию, который тонул и звал Николая на помощь. И Николай в тот же миг явился и вытащил Дмитрия со дна моря за руку».
Дальше Мария Гелитович показывает икону Николая XV века из Старосамбирского района Львовской области — без жития и в полный рост, в полном епископском облачении, с открытой книгой Благословения, наверху — с Иисусом Христом и Богородицей. «Николай — монументальный, очень торжественный, пропорции удлинены. Он аскетичен — как сильная духовная фигура. Но одновременно — он очень мягок. Потому что Миколай — очень добрый, любимый всеми».
Смотрим и икону начала XVІ века с окраин Самбора — в полный рост с клеймами (сценками из жития). Схожа по стилистике и следующая икона — XV век — с тринадцатью клеймами.
Есть в Национальном музее и парные иконы. В частности, Святого Николая и Святой Параскевы. «Эта икона первой половины XVI века с Лемкивщины — очень красивая. Это очень мощный монументальный стиль, — говорит Мария Гелитович. — Икона и профессиональная, и народная. Видим архаику — сохраняется тип характерного лика старца, с бородой, уложенной пасмами, со скуластым лицом, с залысинами, с полными губами. Видим и характерный жест епископа. Это одна из характерных двуфигурных композиций, где один из святых — Николай. В конце концов, Параскева также была очень распространена и популярна».
Показывает научный сотрудник и лик поясного Николая первой половины XVI века с Лемковщины, который, как она вспоминает, произвел очень большое впечатление на доктора искусствоведения, члена-корреспондента Академии искусств Украины Владимира Овсийчука: «Когда мы однажды зашли в фонды и он там осматривал иконы, то сказал про эту: «Какой трагический!» То есть Владимира Антоновича не заинтересовали ни возраст, ни стилистика, а образность — о чем говорит нам эта икона, какое она производит впечатление, как обращается к нам, современным?.. Видим бесплотность и самопогруженность. Он держит Святое Писание покрытой рукой, потому что нельзя святое держать без покрытия. Этот лик — один из лучших в нашей коллекции».
Также Мария Гелитович показывает Николая более парадного, бароккового, где святой показан как интеллектуал, начитанный человек, который имеет соответствующее богословское образование. «Это икона из известного Михновского монастыря на Волыни, а образец был известен в гравюре Щирского (Иван Щирский — знаменитый гравер эпохи барокко родившийся, вероятно, в Чернигове, школа Тарасевича. — Т.К.). Иоанн Златоуст изображался подобным образом. В XVII—XVIII веке очень часто для икон служили образцы с гравюр. Николай здесь выглядит как мыслящий богослов. Видим, что Святой Дух сходит на Святого Николая, вдохновенно пишущего тексты. И обратите внимание на мягкий взгляд Николая. Какой он кроткий, смиренный. Он внимательно слушает Святого Духа».
Мария Гелитович добавляет, что эта барокковая икона — одна из самых поздних в коллекции Национального музея. И еще показывает донаторскую (подаренную) хоругвь XVIII века из села Малая Волосянка Турковского района Львовской области с изображением Николая и поддерживающими его ангелами.
Выпуск газеты №:
№231, (2018)Section
Тайм-аут