Перейти к основному содержанию

Талант любить Свое!

С «волны» украинского рока «ВВ» выросло новое поколение
21 ноября, 21:05

Позавчера в столичном Дворце спорта яблоку негде было упасть (практически все сидячие места заняты, и давка в фан-зоне) — легендарные «Вопли Видоплясова» отмечали 25-летие! Вместе с «Бумбоксом», «Ляписом Трубецким», «Ноггано», «Аукцыоном», «Ленинградом»!

После концерта памяти Сергея Кузьминского из «Братьев Гадюкиных», который прошел в июне этого года, казалось, что такого аншлага нашим группам не собрать. По крайней мере, в ближайшее время. На то есть свои причины: украинцам настойчиво навязывается чужая жизнь, и соответственно — чужая музыка. Как результат, своя оказалась в искусственном андеграунде. Упомянутые события засвидетельствовали, что в этом андеграунде находятся тысячи людей.

— Очевидно, здесь собрались все, кто любит СВОЕ, — выкрикивал в начале концерта Фоззи из «ТНМК», который пришел поздравить «вевешников». — А теперь поднимите руки те, кто осознает, насколько важно поддерживать украинскую музыку именно теперь.

Лес рук.

Украинская музыка всегда придавала чувство собственной принадлежности. Творчество «ВВ» — и подавно. По сути, в советское время это была первая украиноязычная группа, которая «засветилась» на весь СССР. («Гадюкины» «взорвались» через три года — на «Червоной руте’89»). Вначале Олег избрал роль такого себе паяца. А паяц, как известно, в шутливо- обличительной манере говорит правду.

— «Вопли» первыми продемонстрировали, что можно играть альтернативный рок на украинском языке, — считает музыкальный обозреватель Юрко ЗЕЛЕНЫЙ. — Правда, они это делали в хулиганской манере. Примерив к себе роль неуча с периферии, Скрипка многое подвергал критике. Например, в одном из первых клипов иронизировал над советскими парадами и демонстрациями. Важно, что он кривлялся интеллектуально, то есть не скользил по поверхности, а проникал в глубину проблем. Со временем ватага превращалась в явление. Немало ее песен стало символами. Те же бунтарские «Весна» и «Країна мрій». «Весна прийде», иначе говоря, перемены к лучшему все же наступят. А «Країна мрій» — о том государстве, проект которого есть в наших головах и сердцах, а в реальности за него еще нужно бороться.

По словам Саши КОЛЬЦОВОЙ из «Крихітки», в советском, а затем в постсоветском пространстве украинский рок ассоциировался не с кожанкой, как обычно в других странах, а с красными штанами и баяном. (Между прочим, дома у Олега семь целых и пять порванных баянов. Как воспоминание о том, что были деньки. — Ред.) А его посыл звучал не «Make love» или «І hate myself», а «Весна, весна, весна прийде» и дальше — «Бу-бу-буй, бу-бу-бу-бу-бу-буй».

— Впервые я услышал «Вопли Видоплясова» в школе. Они были популярной группой на школьных дискотеках, где играл, — вспоминает Андрей ХЛЫВНЮК из «Бумбокса». — Мне стало ясно, что украинский рок-н-ролл популярен и что на украинском языке можно и нужно петь. Понятное дело, влияние «ВВ» было значительно шире. Увлекшись ими, мы, черкасские школьники, перестали считать украиноязычных учеников «селюками».

— И не думал, — продолжает Андрей, — что когда-либо придется запеть «вевешную» «Країну мрій», — песню, которую пел под гитару во дворе. Не просто пел, а ее прожил. Она била рекорды всех моих хит-парадов.

На концерте можно было делать перекличку: «Луцк есть?» — «А Ровно?» — «Теперь Житомир?»... Многие приходили семьями: бывшие хиппи, которые ездили на первые конкурсы «Червоной руты», а теперь стали успешными менеджерами/пиарщиками/маркетологами транснациональных компаний, к тому же уважаемыми папами и мамами; их дети, недавние выпускники университета или еще студенты или старшеклассники; даже малышня. Так, домохозяйка Наталья ШИШАЦКАЯ привела четырехлетнего сына Ореста и полуторогодовалую дочку Власту, чтобы хороший вкус прививать с раннего возраста. (Вы, может, подумали, что Наталья из Львова. Нет. Из Днепропетровской области.) Говорит, что тем, кто не знает нашей культуры, советует начинать знакомство, в частности, с «ВВ». А ведущий «5 канала» Сергей ДОРОФЕЕВ, который, кстати, переехал сюда из Беларуси, отмечает:

— У меня мама из Луцка, а папа — из Ровно. Здесь похоронены бабушки и дедушки. В первую очередь от родителей, для которых свобода — большая ценность, узнал, что происходит в Украине. С «ВВ» познакомился в начале 90-х. Тогда работал на разных белорусских радиостанциях и интересовался музыкой вообще. Кстати, помню довольно частые выступления команды на тогдашних русских каналах. Это всегда было колоритно и самобытно. По моему мнению, «ВВ» не просто отражает историю музыки или культуры, но и историю всей страны. Ведь в творчестве группы просматривается весь тот путь к Независимости и на протяжении двадцати лет самостоятельного пути.

Поскольку в «Дне» освещаем едва ли не все события, связанные с «Воплями» или сольными проектами Олега, естественно, неоднократно вместе с нашими экспертами пытались вывести, что называется, формулу успеха группы. Сошлись на том, что ребята смогли создать собственную музыкальную культуру, замешенную на украинском фольке, юморе как идеологии и панк-роке европейского формата. И, что очень важно, не были замечены в конъюнктуре.

Браво, «ВВ»!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать