Перейти к основному содержанию

Танцевальные... кроссворды

В рамках Фестиваля современных сценических искусств Open Showcase 12 украинских хореографов представили свои работы
24 сентября, 17:28
КОМПОЗИЦИЮ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «КОЖА, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ» ПОСТАВИЛ СЕРГЕЙ КОН (ОН ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ АРТИСТОМ ТЕАТРА «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТА») НА МУЗЫКУ Ф. ШОПЕНА ДЛЯ ПРЕКРАСНОЙ ТАНЦОВЩИЦЫ МЫИ НАГАСАВЫ. ОНА СУМЕЛА ОЧЕНЬ УБЕДИТЕЛЬНО ПЕРЕДАТЬ СТРАДАНИЯ ДЕВУШКИ, КОТОРАЯ ЖИВЕТ НЕ В СВОЕЙ КОЖЕ, ПРЯЧА ОТ ЖЕСТОКИХ ЛЮДЕЙ СВОЮ РОМАНТИЧЕСКУЮ И ЛИРИЧЕСКУЮ ДУШУ

Этот вечер, прошедший на Малой сцене дворца «Украина», можно назвать днем рождения идеи. Организаторы мероприятия решили познакомить зрителей с процессами, которые в настоящее время происходят в области современной хореографии. Авторами фестиваля выступили Раду Поклитару (художественный руководитель театра «Киев модерн-балет» и руководитель новосозданного Национального центра современной хореографии) и Ольга Кебас (заведующая отделением современной хореографии КМУАТ им. Сержа Лифаря и перформер), которые представили номера, отражающие украинскую современную хореографию.

— Здесь можно увидеть срез современной хореографии нашей страны, которая долгое время находилась в андеграундном состоянии, — подчеркнул Раду ПОКЛИТАРУ, открывая фестиваль. — Теперь балетмейстеры имеют возможность показать свои номера на одной из самых главных площадок нашей страны — Дворце «Украина». И пусть пока что это происходит на Малой сцене, но это лишь первый шаг, а в перспективе — большая сцена дворца и фестиваль, в котором примут участие мастера из разных регионов Украины... Мои коллеги-хореографы и танцовщики показывают свое искусство языком разных стилей: от неоклассики до контактной импровизации. Этот форум является началом работы Национального центра современной хореографии в Украине.

А Ольга Кебас прибавила, что именно «такие акции открывают для широкой общественности украинских мастеров танца, которых своими наработками развивают и пропагандируют современную сценическо-хореографическую культуру. Мы мечтаем, чтобы форум стал очагом творчества, который бы консолидировал молодых и известных режиссеров, хореографов, исполнителей и продюсеров».

Нужно отметить, что Фестиваль современных сценических искусств стал лабораторией для экспериментов. В зале собрались ценители балета и современного танца, студенты, преподаватели творческих вузов, профессиональные танцовщики, а также участники телешоу «Танцуют все!» разных сезонов. Публика была подготовленной и активно поддерживала каждый номер. На сцене свои творческие поиски и креативный подход продемонстрировали 12 хореографов (11 из Киева и харьковчанка Ирина Авдеева). Каждый из них пытался раскрыть свое творческое «я», быть услышанным и понятым публикой. Хотя некоторые номера напоминали кроссворды, а зрители пытались их разгадать, что-то воспринимая, а что-то выглядело, как эпатаж.

Например, хореограф и танцовщик Антон Овчинников в «Тоннельном эффекте» представил номер-перформанс с видеоинсталляцией — минут 10 стучал молотком и сооружал скворечник, а фоном служил микс различных звуков. Его партнершей выступила студентка 2 курса КНУКиИ Алина Цховребова. Девушка просила научить ее танцевать... Этот же творческий дуэт удивил зрителей и «композицией» под названием «Сон путевого обходчика» — абсолютно пустая сцена, из динамиков слышно, как проходит репетиция, а в финале танцовщица вышла на поклон к публике.

Напомню, современная сценическая хореография не придерживается базовых принципов классической хореографии (например, вывернутость, натянутая стопа, округлые положения рук, ровное туловище, вытянутая шея, осажденные лопатки и тому подобное) и заключает в себе синтез нескольких искусств. Постановщики широко привлекают к лексике танца элементы ритмопластики, гимнастики, акробатики и тому подобное, чтобы придать номерам динамичность. И все это интересно, но не всем артистам удалось раскрыть образы, которые они исполняли, часто уши слушателей «резала» какофония звуков, где стук колес, льется вода, трели птиц, грохот современного мегаполиса, человеческие крики, декламация стихотворений в исполнении ребенка, музмиксы, сменявшие друг друга.

Почему-то подавляющее большинство работ, которые представили на форуме, имели депрессивный подтекст, а артисты выглядели словно манекены или механические куклы... Кто-то через тело и движение пытался рассказать о смысле бытия: «Многомерность» (постановка Людмилы Мовы и Ольги Кебас), «Чайка» и «Третий не лишний» (хореография Руслана Сантаха), «Сомнение» и «Невесомость» (хореография Кристины Шишкаревой) и др.

Впрочем, три работы вызвали трепет в душах зрителей и возгласы «браво»! Это философская притча «Восхождение» известного балетмейстера Аллы Рубиной на музыку Эдуарда Артемьева в исполнении Олеси Шайтановой (конец света уже отменился, поэтому наступило время думать о Мире и о Танце)! Взволновала композиция-размышление «Кожа, в которой я живу», которую поставил Сергей Кон (он является артистом театра «Киев модерн-балет») на музыку Ф. Шопена для прекрасной танцовщицы Мыи Нагасавы. Она сумела очень убедительно передать страдание девушки, которая живет не в своей коже, пряча от жестоких людей романтичную и лирическую душу. А финальным аккордом фестиваля стал дуэтный номер «Альбом» на музыку Leo Ferre Анастасии Харченко и Алексея Буско (он также является хореографом-постановщиком композиции, ведущим артистом театра «Киев модерн-балет»). Это грустная история любви и расставания двух людей, которые не сумели сохранить свою любовь.

— В будущем наш форум будет презентовать не только современную хореографию, но и показывать театральные представления, будем проводить перформенсы и прочее, — сказал Р. ПОКЛИТАРУ. — Считаю, что в одной программе уместно показывать творческие поиски двух — трех мастеров. Вечер был прекрасным, наполненным духом сотворчества. Здесь было самое главное — ощущение жизни в разных ее проявлениях, рассказанных языком современного танца.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать