Перейти к основному содержанию

Татуировка дает понятие о тех, кто живет «по понятиям»

29 сентября, 00:00

Силами Национальной академии внутренних дел Украины, а точнее двадцатилетним трудом подполковника милиции Анатолия Капитанского и фотографа бюро медсудэкспертизы Виктора Литвинова, создан уникальный альбом — «Искусство криминальной татуировки» . В него вошли 263 фотографии — шедевры нательного художества советских и постсоветских времен.

С давних времен на Руси тело разбойника клеймили позорным штампом, который, в общем-то, и стал «предком» криминальной наколки. В частности, при Петре I преступникам ставили клеймо в виде орла на щеке. Не мудрствуя лукаво, Екатерина II добавила к этому антуражу буквенное обозначение. Например, убийце на щеках и на лбу ставилась буква «У». Лжец «награждался» соответственно буквой «Л» и т.д. Со временем криминальный мир до такой степени был разрисован, что постепенно стал превращаться в отдельную субкультуру. В ответ на такое «художество» властей заклейменные преступники стали использовать татуировку в своих целях.

Татуировки, сделанные умельцами в местах лишения свободы, — это не просто декор тела, а источник биографических сведений об их обладателе, его ранг в криминальном мире и его жизненная позиция. К примеру, изображенные на плече коронованный орел и крест могут означать, что их носитель «уважаемый человек» в преступном мире — «вор в законе». А если перед вашими глазами стоит живой холст, на котором изображена голова тигра с открытой пастью, вы встретили осужденного за злостное хулиганство.

Большую популярность татуировки приобрели в среде политзаключенных. Обычно они служили выражением антипатии к существующему строю. Сейчас, правда, такие наколки — редкость, ибо их носители, согласно Постановлению Президиума Верховного Совета СССР о толковании статьи Уголовного кодекса, несли ответственность вплоть до высшей меры. А во время правления Сталина власти даже и не обременяли себя судом и следствием: одного лишь наличия «политической» наколки было достаточно, чтобы антисоветчика расстрелять. Наиболее распространенными татуировками из разряда диссидентских были силуэт Ленина с надписью «ВОР» (Вождь Октябрьской Революции) и лик Иосифа Виссарионовича, подписанный «Начальник социалистического лагеря».

Интерес к малой энциклопедии «Искусство криминальной татуировки» с расшифровками наиболее часто встречаемых наколок проявили не только местные силовые структуры, но и полиция Интерпола, что вполне объяснимо, поскольку после развала СССР криминальные «картины» разъехались по всему белому свету. Выйдя «на большую дорогу» в странах Запада, носители нательного искусства вступили в противоречие с местными законами. Следовательно, чтобы узнать, чего ожидать от постсоветских соловьев-разбойников, полиции всего мира еще предстоит изучить шедевры криминального художества и уяснить, «чьих кистей работа». Хорошо, что книга издана на двух языках — русском и английском. Это в значительной мере упрощает работу тем, чья «служба и опасна, и трудна».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать