Театр для умного Арлекина
Позавчера состоялось знаковое событие: коллектив франковцев наконец получил новую Камерную сцену, которая будет носить имя выдающегося режиссера Сергея ДанченкоПоздравить новоселов пришли коллеги из других театров, политики, представители власти и правительства, бизнесмены и киевляне — те, кто любит этот прославленный коллектив. Богдан Сильвестрович с волнением напомнил, что когда сам был министром культуры, то «попробовал решить вопрос строительства малой сцены, и «воз» был такой тяжелый, что все время что-то мешало: строительство то начинали, то консервировали... Дело сдвинулось только в позапрошлом году, после того как я обратился за помощью к премьер-министру. И вот у нас праздник — Камерная сцена открылась, и это событие мы посвятили юбилею С. Данченко, а первый спектакль, который увидят зрители, — «Увертюру До побачення» по мотивам франковской классики «Сойкино крыло», поставил Андрей Приходько (в главных ролях Наталья Корпан и Остап Ступка). Это современный взгляд на наследие Ивана Яковлевича. Теперь мы можем больше задействовать труппу и дать возможность представить свои работы коллегам из других театров и городов.
Так, 23 марта актер Львовского театра им. М.Заньковецкой Юрий Брылинский пригласит на моноспектакль «Старая мелодия» по новеллам Стефаника, а 24 марта приходите на премьеру «Сон смешного человека» — инсценировку одноименного рассказа Достоевского сделал наш актер Петр Панчук. В наших планах будут разные спектакли: от классики до современности».
— Наш коллектив решил, что Камерная сцена должна носить имя Данченко потому, что именно Сергей Владимирович задумал, чтобы франковцы имели площадку для экспериментов и небольших спектаклей, — сказал генеральный директор Театра им. И.Франко Михаил ЗАХАРЕВИЧ. — Своим творческим трудом этот режиссер заслужил такой памятник. 17 марта мастер отметил бы 75-летие, но не дожил, однако мы помним Сергея Владимировича как гениального режиссера, прекрасного человека и личность, которая подняла украинский театр до мирового уровня. Отныне наши актеры имеют три сцены: большую, камерную и Театр в фойе — это прекрасное поле для творчества, чтобы играть разные спектакли. Новая сцена рассчитана на 170 мест. Каждый режиссер имеет свое видение постановки, а поэтому мы хотим, чтобы в следующем году она была, как трансформер. Мы хотим здесь показывать не только свои спектакли, но и проводить мастер-классы, концерты и гастроли других театров с моноспектаклями, а еще дать возможность поэкспериментировать, чтобы это было интересно для зрителей.
— В пятницу у Данченко был юбилей. Мне в связи с этим вспомнились чеховские строки из «Трех сестер», когда Маша говорит: «Они уходят от нас, один ушел совсем, совсем навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь снова. Надо жить... Надо жить...». Сергей Владимирович ушел, а театр, которому он отдал более двух десятилетий жизни и возродил славу этого легендарного коллектива, живет, —сказала актриса Театра русской драмы им. Леси Украинки Лариса КАДОЧНИКОВА. — Когда уходят такие личности, как Данченко, понимаешь, что эту утрату нельзя восполнить. Жаль, что мне не довелось поработать вместе, но я смотрела все его спектакли, поставленные в Киеве, и как зритель всегда находилась под большим впечатлением, понимая, что это был гениальный театральный мастер. «Украденное счастье» и «Тевье-Тевель» — постановки, которые уже вошли в золотой фонд украинской культуры. Замечательно, что Сергей Данченко и Богдан Ступка встретились и благодаря их творческому дуэту рождались знаковые спектакли. На мой взгляд, «Тевье-Тевель» — одна из вершин в биографии режиссера и актера. В этом спектакле они поднялись на высокую вершину театра европейского масштаба. Немногие режиссеры так любили актеров, как Сергей Владимирович, и это редкое качество. Данченко был очень скромным человеком, немногословным, предпочитал быть в тени, а свои главнее слова он сказал своими спектаклями, которые украсили афишу франковцев. Данченко ушел в 2001 г., а его ниша до сих пор так и не заполнена. Слава Богу, что идут его спектакли, его помнят коллеги и зрители, а эта сцена — как проявление любви к режиссеру.
— Открытие Камерной сцены — это открытие с большим будущим, — считает глава Национального союза театральных деятелей Украины Лесь ТАНЮК. — Вовсе не случайно она носит имя Сергея Данченко, и в этот день я вручил Премию им. Данченко и медаль художественному руководителю Севастопольского русского драматического театра им. Луначарского Владимиру Магару (премию учредили совместно Союз и Театр им. И.Франко) как цепочку, которая объединяет мастеров прошлого (Данченко) и настоящего. Думаю, что это будет сцена, где будет звучать красивый украинский язык, будут работать лучшие украинские актеры, где, как говорил Б.Ступка, «можно будет воспитывать умного Арлекина, о котором мечтал Лесь Курбас»!
— Мне посчастливилось не только общаться, но и работать вместе с Сергеем Владимировичем, — сказала актриса Театра им. И.Франко Наталья СУМСКАЯ. — Сначала он дал небольшую роль Дидоны в «Энеиде», а потом я предложила поставить на нашей сцене рок-оперу «Белая ворона», хотя обычно репертуар определяет художественный руководитель, но в этом случае Сергей Владимирович поддержал мою инициативу. Я ему очень благодарна, что поверил и что у нас вышел очень хороший спектакль. Знаете, Данченко всегда держал дистанцию между актерами, и в то же время мы все к нему, как к магниту, тянулись. Помню, как Сергей Владимирович сказал, что хочет поставить «Пигмалион», но очень быстро, так как банк «Надра», который тогда был спонсором нашего театра, дает деньги именно на эту пьесу Б.Шоу. А потому он назначил на главные роли опытных актеров: Анатолия Хостикоева, Алексея Богдановича и меня. Так вышло, что этот спектакль стал последней постановкой Данченко. Ее очень любят зрители, и мы играем ее уже более 10 лет. А «Кина IV» (из-за болезни) Сергей Владимирович не смог поставить, и он благословил Анатолия Хостикоева на режиссерскую работу. Мы всегда этот спектакль играем как посвящение мастеру... Когда умер Сергей Владимирович, театральный флаг франковцев поднял его друг, товарищ и актер-талисман Богдан Сильвестрович Ступка, который продолжает дело Данченко и строит современный украинский театр.
Выпуск газеты №:
№49, (2012)Section
Тайм-аут