«Тоталитаризм угрожает не только России, но и Украине»
В декабре состоится премьера фантастического фильма «Обитаемый остров», снятого Федором Бондарчуком по сценарию Сергея и Марины Дяченко
«Обитаемый остров» представляет собой экранизацию одноименного романа братьев Стругацких. Сценаристами кинопроекта стали супруги Дяченко, пишущие в жанре фантастики с 1994 года: их перу принадлежат 100 авторских книг, множество сценариев научно-популярных и художественных картин. Мы попросили Сергея и Марину поделиться впечатлениями о работе над новым фильмом.
— Расскажите, как началась работа над сценарием?
Марина: — К нам обратился продюсер проекта Александр Роднянский, с которым мы уже сотрудничали ранее. Мы сразу согласились принять участие в работе над фильмом по роману наших любимых авторов. Первый же вариант сценария был принят режиссером, а потом уже начался творческий процесс, в ходе которого мы вносили необходимые изменения.
— Насколько сценарий отличается от книги?
Марина: — Мы старались идти точно по книге, но, разумеется, там есть некоторые расхождения. Это связано с тем, что структура кино менее свободна, чем литературная; мы пошли на изменения, которые, с нашей точки зрения, органичны и в рамках идеи этого романа.
— Ваш соавтор — Эдуард Володарский. Какова его часть работы, а какова — ваша?
Марина: — К Володарскому, мэтру кинодраматургии, обратились продюсеры с самого начала, но он честно признался, что не любит фантастику. И в плане сценария предложил военную драму, обладавшую, безусловно, своими достоинствами, но не соответствовавшую замыслу режиссера, поскольку к фантастике в широком смысле она не имела никакого отношения. Поэтому мы начинали работу с нуля.
— В процессе создания сценарий переписывался около тридцати раз: что хотел увидеть в нем режиссер и чем не устроила Бондарчука работа Володарского?
Сергей: — На этот вопрос, наверное, сможет лучше ответить сам Бондарчук; что же до Володарского, то он — один из моих учителей и очень уважаемый мной и Мариной человек. В самом начале работы перед нами стояла сложная художественная задача — построить все на бытовом уровне, на уровне деталей, взаимоотношений людей таким образом, чтобы читатель и зритель в это поверил. Ведь в фантастике самое трудное — преодолеть барьер неверия. Когда люди видят титры «Планета Саракш», их подсознание не приемлет этого. И нужно было сделать так, чтобы тот чужой мир и его жители стали своими, а их эмоции вызывали сопереживание. Не каждому писателю или сценаристу это под силу.
Марина: — Я думаю, что наш сценарий отличается от сценария Володарского прежде всего жанровыми особенностями. Нужно было, с одной стороны, представить нашего современника — землянина XXII века, попавшего из счастливого и гармоничного мира Полдня на планету с совершенно другим устройством. В жизнь Саракша мы стремились привнести элементы того, что нас окружает, поскольку выдуманные события интересны зрителю лишь тогда, когда находят отклик в его душе, когда проводится параллель с тем, что человек уже испытал. Мы старались достичь философского обобщения, а военная драма не могла решить эту художественную задачу.
«ГЛАВНОЕ — НЕ ПОТЕРЯТЬ ДУХ РОМАНА»
— Что было самым сложным во время написания сценария?
Марина: — Некоторый страх не навредить, не потерять дух романа. Мы решились на это сразу, но по ходу возникали моменты, когда опасались, что окажемся недостойны наших учителей.
— Как вы думаете, насколько актуальна тема романа в наше время — ведь он был написан сорок лет назад?
Марина: — Безусловно, тема не только не устарела, а с каждым годом приобретает все большую актуальность. Идея глобального промывания мозгов, манипуляции большими группами людей — все это у нас присутствует. Кроме того, угрожающий всем тоталитаризм не остался в прошлом; возможно, он ждет людей в будущем. Это вызовы, угрозы человечеству, на которые ему приходится отвечать каждые несколько десятилетий. То есть роман, написанный в 60-х, оказался очень актуален сейчас и, думаю, будет актуален завтра, послезавтра...
— В продолжение вопроса об актуальности — например, что делать с такими реалиями романа, как всеобщий коммунизм, восторжествовавший на Земле, а также с изображением планеты Саракш как заповедника проклятого капитализма?
Марина: — Дело в том, что коммунизм остается за кадром, это — мир Полдня, созданный братьями Стругацкими, откуда появился Максим, главный герой «Обитаемого острова». У Стругацких есть цикл романов, повестей о Полдне, это мир победившего коммунизма, где реформа системы образования и воспитания породила новую человеческую генерацию, сообщество творческих, свободных людей. И одной из сложностей, стоявших перед нами, было объяснить современному молодому зрителю, откуда взялся этот парень. Мы решили эту задачу, как могли, но наверняка разными людьми фильм будет воспринят по-разному, поскольку он — многоуровневый. Школьник увидит там действие, погони, поединки, студент прочувствует слой повыше, кто-то откроет слой политический, социальный, философский, кем-то будет прослежена история любви. А поклонники Стругацких, безусловно, распознают и мир Полдня.
Сергей: — Передать в жанровом фильме, рассчитанном на массовую юношескую аудиторию, дух и глубину романа было исходной творческой трудностью. Но, несмотря на скудость экранного времени, мне кажется, нам удалось передать ощущение фантастического мира через личность, реакции и эмоции нашего героя. Он очень длительное время реагирует на то, что с ним происходит, с улыбкой, доброжелательно, как блаженный. Только потом к нему приходит понимание ситуации. Мы не показывали Землю в будущем в виде огромных городов и счастливых людей; действие происходит только на планете Саракш. Но, тем не менее, мир Полдня там присутствует. Если он не будет активен, то это наша неудача.
О ВЛИЯНИИ КИНОФАНТАСТИКИ
— Каково сейчас, по вашему мнению, влияние кинофантастики на зрителя? Способны ли такие фильмы заставить зрителя задуматься или же это чистое развлечение?
Марина: — Влияние кинофантастики колоссально. Ведь современный мир устроен так, что из развлечения вырастает что-то большее. Книги тоже в свое время создавались как забава, и только потом заложенная в них мудрость стала восприниматься людьми. Скоро будут говорить, перефразируя Высоцкого: «Нужные фильмы ты в детстве смотрел», потому что фантастические картины воспитывают у подрастающего поколения желание быть сильными, мужественными, добрыми, искренними. Возможно, я выдаю сейчас желаемое за действительное, но даже экранизированные герои комиксов — наследники Д’Артаньяна. Ведь если раньше мальчишки читали книги о трех мушкетерах и мечтали быть похожими на них, то персонажи современных фантастических фильмов будят воображение, заставляют нас посмотреть на небо и задуматься — может быть, там, среди звезд, есть другие миры? Может быть, путь человечества от пещер до творчества, науки, искусства — это и есть настоящее чудо?
Сергей: — Я думаю, что в ближайшие десятилетия большинство фильмов будет принадлежать к жанру фантастики. И это не случайно, потому что посредством такой парадоксальной, яркой, зрелищной формы можно достучаться до многих людей. Фантастика может научить разрешать этические проблемы, а также те социальные задачи, с которыми человечеству еще только предстоит столкнуться по мере развития цивилизации. Есть несколько культовых фантастических картин, ставших кровью и плотью общественного сознания и подсознания. Например, «Чужой», «Властелин колец», «Матрица», которая стала кодовым фильмом для нескольких поколений. И я очень надеюсь, что «Обитаемый остров» окажется в том же ряду, ведь постсоветское кино впервые смогло решить проблемы кинофантастики на таком уровне. Для этого потребовались огромные деньги, труд специалистов, синтез технических и творческих усилий, с помощью которых стало возможным построить мир другой планеты, погрузить туда наши земные проблемы и показать их в таком ракурсе, чтобы люди задумались о многих вещах, а молодые ребята и девушки могли взять положительный пример с главных персонажей.
— Возникает вопрос в сугубо российском контексте. Сейчас Россия становится все более тоталитарной страной, воспевается светлое сталинское прошлое и тому подобное. Будет ли фильм Бондарчука вызовом в такой ситуации, пробудит ли он хоть какие-то дискуссии, или все превратят в развлечение?
Марина: — На наш взгляд, процессы, происходящие в России, не так ужасны, как принято говорить у нас, хотя определенные сложности там есть. Но они есть в любой стране. Тень Сталина — это, по-моему, просто страшилка. А тоталитаризм угрожает не только России, но и Украине. Ведь борьба с терроризмом приводит к всеобщей управляемости, а всеобщая управляемость равняется тоталитаризму. Все элементарно и без Сталина. Насчет вызова — безусловно, картина содержит какие-то политические нотки, но в целом она не об этом. Ведь тоталитаризм — это не то, что мы себе придумали, а то, что уже дышит нам в затылок. У нас есть лишь иллюзия свободы, на самом же деле мы все управляемы в современной реальности.
Сергей: — Могу лишь повторить: фильм — не отражение какого-то политического момента. Его проблематика — возможность управления человеческим сознанием — существовала и 400 лет назад, только тогда она звучала по-другому. Такого охвата информационного пространства, такого огромного поля для возможности манипуляций в прошлом не было. А сейчас оно разрастается с каждым годом, и поэтому эта картина — обобщенный взгляд на подобные вещи и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Также хочется сказать, что в любом фильме или романе присутствует то, что противопоставляет страны и культуры. Здесь, наоборот, есть много объединяющих моментов для России и Украины — наше общее прошлое, тоталитарный режим, связанный со Сталиным. К тому же, съемки фильма проходили в основном в Украине, в Крыму, который стал планетой Саракш; премьерные показы фильма пройдут в Киеве и в Одессе. Таким образом мы пытались объединить наши страны, донести до людей то, что у нас общий менталитет и проблемы тоже общие.
— Удалось ли вам воплотить в сценарии все, что хотелось, а режиссеру — показать это?
Марина: — Такое ощущение, что нам удалось очень многое. Дело в том, что киносценарий — это очень сложный документ, где мы должны учитывать пожелания режиссера и продюсера, а также технические возможности. Может быть, если бы в каком-то идеальном мире съемки длились не семь месяцев, а 70, можно было бы что-то еще добавить, придумать, подтянуть. Но нам кажется, что, исходя из поставленных перед нами задач, получилось почти все.
Сергей: — За моей спиной много фильмов, так что мне очень знакомо ледяное дыхание бюджета, когда нужно то обрезать какие -то сцены, то заменить массовку общими планами и прочее. Здесь я впервые как сценарист не только не чувствовал себя калекой, а был творчески свободным человеком. Благодаря тому, что продюсеры и режиссер не пожалели денег, даже вложили в этот проект свои собственные средства, впервые получился такой вольный фильм на постсоветском пространстве.
— А что наиболее впечатлит зрителей?
Марина: — Думаю, что впечатлит главный герой своей харизматической внешностью и внутренней неоднозначностью.
Сергей: — Уверен, что все девчонки влюбятся в Степанова (который играет Максима, главного персонажа).
Марина: — Покорят батальные сцены, съемки поединков, сделанные на уровне голливудского кино, ведь «Обитаемый остров» уникален тем, что объединил в себе массовое блокбастерное кино и авторский подход, замечательные актерские роли и огромные массовки. А зрителя, воспринявшего этот фильм во всем его многообразии, поразят разработанные братьями Стругацкими идеи, которые мы постарались сберечь и донести до аудитории в целости и сохранности.
— Продвигается ли экранизация ваших собственных книг — романа «Ведьмин век» и повести «Две»?
Марина: — Роман «Ведьмин век» находится сейчас в состоянии легкой заморозки, потому что три режиссера, пытавшихся взяться за этот проект, по разным причинам были отклонены продюсером Игорем Толстуновым. Сейчас мы рассматриваем разные возможности реализации этой идеи и надеемся, что это произойдет в скором времени. Что касается повести «Две» — она тоже в подвешенном состоянии, но мы не теряем надежды, ведь в кино из десяти проектов проходят, в лучшем случае, два.
Сергей: — В дополнение хочу сказать, что секрет этой повести в том, что один из главных персонажей был написан под одного из братьев Кличко. Сейчас продюсеры в процессе переговоров со спортсменами, и будет замечательно, если они найдут общий язык. Эта повесть — и история любви, и нестандартный взгляд на внутренний мир боксера, который проявляется достаточно необычно и интересно. Также обращают внимание на наш последний роман «Vita Nostra», который признан лучшим фантастическим произведением начала XXI века на фестивале «Еврокон» в Москве, хотя он довольно сложный для экранизации. И я очень надеюсь, что «Обитаемый остров» будет иметь успех и придаст новый импульс фантастическому жанру как таковому.
— И в завершение — что бы вы пожелали читателям «Дня»?
— Мы желаем всем читателям нового, спокойного, светлого дня, чтобы заботы о кризисах, болезнях, предстоящей зиме и прочих неприятностях ушли от них как можно дальше, а на смену пришли уверенность и спокойствие. Пусть ребенок подойдет и поцелует их в щечку, они обнимут его в ответ — и тогда все будет хорошо.
Выпуск газеты №:
№219, (1996)Section
Тайм-аут