Трансглобальная физиология
Когда вышли музыканты и заиграли, наступил восторг, совершенно волшебное сочетание индийского и арабского Востока с радостью настоящего джазового фьюжена... Выдержать просто не хватало сил, в груди звенело множество низких струн и бухали басовые барабаны...
Так в Октябрьском дворце начался концерт знаменитой британской группы «Transglobal Andergraund». Магические формулы однообразных метроритмических и гармонических последовательностей шаманили. Начали ситаристка Шима и два ударника, все вместе творящие свое ритуальное «варево». В середине первой композиции на сцену медленно «выплыл» невозмутимый и могучий «памятник из черного мрамора», Тууп, вокалист состава, встал за бонги, ударил в них и запел «простым таинственным голосом». Он пел довольно высоким и как будто заурядным тембром, нараспев рассказывая некую душещипательную историю, сочетая арабские и африканские интонации (он уроженец британской Гайаны, латиноамериканской страны, в которой сохранились прапрадедовские, подлинно африканские, завезенные столетия назад, не тронутые веками в результате ритуальной религиозной закрытости народные мотивы). Неповторимо умелая, потрясающая, сидящая босиком, играющая очень крепко, по-мужски, как будто совершенно просто, виртуозно и легко Шима (индийский струнный инструмент ситар и бас-гитара) в своих импровизациях сочетала рагу, английскую балладу, арабскую пряность и интонационную изысканность.
Стиль группы World fusion (мировой сплав) предполагает сочетание самых разнообразных музыкальных направлений и национальных колоритов. В ее составе еще еврей, араб, европеец. Отдельные композиции звучали жутко экстатично, просто до зубовного скрежета, соединяя африканские мелодические обороты с интересной свежей ладовостью. Очень рослый и красивый, в народном костюме певец-бонгист Тууп попытался как-то прохладно-спокойно и одновременно экстатично контактировать с залом, но не получил обратного посыла.
Простые гармонические сочетания, стократно повторяющиеся последовательности двух-трех аккордов в простой ритмоформуле очень быстро завели зал, и начались весьма горячие танцы. Это была музыка подсознания, но ничего другого не хотелось, она приносила счастье... Иногда мощь драйва достигала силы десяти авиамоторов... Музыканты завелись, оживились, в их сценическом поведении и игре стали просматриваться элементы панк- джаза. Некоторые «интеллектуалы» из публики, особенно сидевшие в первых рядах, стали покидать зал, не в силах выдержать децибелы. На третьей композиции восемьдесят процентов народа затряслось, задергалось и закивало, покорно подчиняясь управляющим подсознанием музыкальным формулам. Все происходило на физиологическом уровне, но это была очень качественная, приятная, профессиональная и умелая музыкальная физиология. Музыки хорошей было много, но народ попроще «поймал музыкальный кайф» и перестал прислушиваться к содержанию, лишь ожидая очередного наката драйва. Некоторые парни разделись, и давай над головами рубахами мотать. В проходах не было просвета от танцующих. В конце «Transglobal» перешли на простую без затей танцевальность. Концерт, организованный «Eric’s family», на самом деле был не концертом, а отличной танцевальной пати. Слушая, пританцовывая и наблюдая, я подумала, что пора переходить в «Утюги»...
Выпуск газеты №:
№67, (2004)Section
Тайм-аут