Перейти к основному содержанию

TROPPO VERO, ДИЕГО!

6 июня день рождения Диего Веласкеса, “короля живописцев и живописца королей”
06 июня, 15:05
Торжество Вакха

Диего Веласкесу заслуженно принадлежит  титул “короля живописцев и живописца королей”, он с честью носил звание придворного художника испанского короля. Жемужины живописи, вышедшие из-под кисти великого мастера,  сегодня  украшают ведущие  мировые собрания: Лувр, музей Прадо, Дрезденскую  галерею, и многие другие.

Родившись в 1599 году в семье аристократов  португальского  происхождения, он унаследовал  родовое имя Диего Родригес де Сильва Веласкес и прославил его в веках. Диего  имел талант к живописи,  честолюбие  и отличное  психологическое чутье, и благодаря этим качествам  сделал карьеру художника и дипломата. В 24 года он получил престижное место  при дворе,   нажил  влиятельных покровителей и богатство, посетил модные столицы искусств, был уважаем и любим в самом передовом интеллектуальном обществе.

Диего обучался сперва у Франсиско Эррера, а затем - в мастерской Франсиско Пачеко, последователя Рафаэля  и Микеланджело,  автора неизданного при жизни трактата по живописи. Закончив Academia Sevillana, он в  17 лет  сдал экзамен на звание мастера, и был принят в гильдию живописцев Севильи. Ранний  успех ему принесли картины в жанре  бодегонес (bodegón-трактир), представляющие сценки из народной жизни. Эти  работы несут на себе печать влияния творчества Караваджо: реализм и живое изображение мимики персонажей, использование свето-теневого  контраста, придающего  особую глубину изображаемой сцене.

Коронование Девы Марии

Однако  планы художника не ограничились простыми заказами: Диего честолюбив  и  желает быть представленным при дворе. В 1623 г.  он занимает место  придворного живописца. Именно в королевском окружении, художник  получает все, что необходимо для развития своего дара: отныне его  заказчики - сам король и юные наследники, влиятельный  граф Оливарес, и весь цвет общества того времени... Художник  очень настойчиво совершенствует свое мастерство – беглый  мазок кисти схватывает естество портретируемого, облагораживает его, но ни в коем случае не льстит. В   своем автопортрете Веласкес весьма точно передал благородный дух аристократической гордости и достоинства Художника, позволившего себе роскошь быть честным даже в изображении самого короля: ни суетливой угодливости, ни приворному ханжеству нет место в его картинах.

Кроме портретной семейной летописи, Диего  поручили  оформление интерьера королевского дворца в Буэн Ретиро. Важные события, прославляющие мощь главы государства, также становятся темами его картин. До наших дней сохранилась самая известная из них  “Сдача Бреды”, голландского города, который был осаждён испанской армией в июне 1625 года.

Как  придворный художник и дипломат,  Диего неоднократно путешествовал. Посещая Италию с целью приобретения  картин и скульптур для Академии в Мадриде, он знакомится с папой Иннокентием Х,  и  получает от него заказ на портрет.Среди своего окружения папа был недвусмысленно известен большой подозрительностью и меркантильностью. Эти качества Веласкес настолько живо передал в портрете, что пораженный его искренностью Иннокентий Х воскликнул: “Troppo vero!” (“Слишком  правдиво!”) Однако  склонил голову перед мастерством живописца и наградил его золотой цепью и медалью.

Завтрак

Каждый вельможа мечтал быть написанным Веласкесом, о его таланте ходили самые  нелепые легенды. Поразительна  способность художника писать в особой технике: создавать мозаику из полупрозрачных  мазков, которые на расстоянии создают эффект волшебных переливов цвета и света, точно воспроизводить   фактуру  дорогих тканей и ювелирных украшений: и это далеко не полный перечень “арсенала” средств выразительности .  Правдивость  и виртуозность его кисти подарили миру великолепные шедевры: портреты королей  Филиппа III и  Филиппа IV, инфант Марии Терезии и Маргариты Австрийской, а также  сюжетные  полотна  «Пряхи», «Кузница Вулкана», «Венера с Зеркалом» «Триумф Вакха или Пьяницы», религиозные «Христос в доме Марии и Марфы», «Коронование Марии», «Поклонение волхвов».

Мировая критика скрупулезно изучает загадку Веласкеса, анализируя не только манеру и технику письма, но  также  аллегории и тайные авторские подтексты, угадываемые  знатоками за очевидной темой картин. И все же, прочитывая архивы и рассматривая полотна-оригиналы, снимая  фильмы и издавая биографические книги, реставрируя и сохраняя  великие шедевры - исследователи до сих пор так и не смогли раскрыть секрет испанского мастера, чьи работы и спустя четыреста  лет продолжают собирать толпы зрителей в лучших музея мира.

Фото с интернет-галереи zeno.org

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать