Трубки как произведение искусства
...И стиль жизни (экскурсия по львовскому Музею этнографии)«Знов тихо стало, тільки чути було пакання файки в зубах діда Панька» (Иван Франко, I, 1955, 289) — из рассказа «На дні». Эта цитата для тех, кто не знает такого древнего украинского слова как файка. А с помощью классика сразу всем все становится понятно — «приспособление для курения». При случае перечислю синонимы: «люлька, цибух, носогрійка, цупечка (потому что короткая), череп’янка» (потому что глиняная). Красиво!
Их, этих «файок», в коллекции львовского Музея этнографии и художественного промысла немного. Общее количество предметов в этой коллекции — 70 единиц. В постоянной экспозиции — 10 трубок первой половины XIX века. Об этом «Дню» рассказал заведующий экспозиционным отделом МЭХП Андрей Колотай. И прибавил, что выполнены «файки» в разных материалах (кость, твердые породы дерева, художественный металл, фарфор). Все — роскошно украшены. Все — разные по стилевым особенностям. Керамическая — такая легкая и невесомая, как будто сделана из бумаги. А мастерами «инструментов» для курева были как народные умельцы, так и профессиональные ремесленники. «Эти экспонаты не могут не поражать и не вызывать восторга, потому что очень интересные», — говорит музейщик.
Коллекция каталогизирована и не раз выставлялась отдельными экспозициями — и в Музее этнографии и других выставочных залах.
А коллекцию Музей этнографии унаследовал от Городского промышленного музея, созданного во Львове в 1874 году. Известно, что трубки закупали на выставках, аукционах или в антикварных магазинах Вены, Берлина, Парижа и других европейских городов. «Цель поисков и закупок — научить галицких мастеров ремеслу изготовления трубок на лучших образцах декоративно-прикладного искусства того времени, до Первой мировой войны», — говорит Андрей Колотай. И добавляет, что музей пополнился и после Второй мировой войны — частными собраниями, которые были ликвидированы или претерпели реформации.
При случае говорим с Андреем Колотаем о том, что трубками увлекались не только мужчины. Вспоминаем и знаменитое фото 1926 года Николая Сеньковского «Старая гуцулка», которое в 1931-ом выиграло Гран-при на фотовыставке в Париже. Потом я начала искать информацию о героине старой фотографии. Нашла! Ее звали Мария Кречунек. Родилась 26 апреля 1836 года в Верхнем Ясенове Верховинского района. Прожила 100 лет. Всегда, до глубокой старости, была принаряжена. Хорошо пела. Соседи звали ее Чукутиха, потому что была замужем за Йосипом на прозвище Чукут, с которым прожила полвека и прижила пятерых детей.
...По завершении «файкової» экскурсии в который раз думаю о том, что шла в музей за одним, а нашла много. Ходите в музеи — есть за чем ходить!
Выпуск газеты №:
№99, (2018)Section
Тайм-аут