Творческое разнообразие и национальная премия: движение с препятствиями

В рамках торжеств по случаю 193-й годовщины со дня рождения Тараса Шевченко в Национальном театре оперы и балета состоялась церемония вручения Шевченковской премии. В этом году она присуждена: Николаю ГОБДИЧУ, художественному руководителю академического хора «Киев» — за творческую программу «Тысяча лет украинской духовной музыки»; Евстахию ЛАПСКОМУ, поэту, гражданину Польши — за книги стихотворений «Себе: розшукую?!», «Обабiч: iстини?!»; Михаилу МЕЛЬНИКУ, режиссеру и актеру — за спектакль «Грех» Днепропетровского Украинского театра одного актера «Крик»; Дмитрию СТУСУ, литературоведу — за книгу «Василий Стус: жизнь как творчество»; Раймонду ТУРКОНЯКУ, богослову, гражданину США — за перевод Острожской Библии на современный украинский язык; Тарасу ФЕДЮКУ, поэту — за книгу стихотворений «Обличчя пустелі»; художникам — Ивану ОСТАФИЙЧУКУ — за циклы художественных работ «Моя Україна», «Подорож до Батурина», «Бойківська сага»; Борису ПЛАКСИЮ — за циклы живописных работ «Творці незалежності», «Агонія зла»; Андрею ЧЕБЫКИНУ — за циклы художественных работ «Кримські мотиви», «Жіночі образи», «Зів’яле листя». Кстати, впервые за всю историю существования премии сразу трое художников стали лауреатами. «Необходимо отметить, что все трое — достойны, — рассказывает художник Иван Марчук. — Но особенно рад за Бориса Плаксия! За две недели до окончания подачи документов в Шевченковский комитет я прибежал к директору Музея-мастерской Ивана Кавалеридзе и предложил выдвинуть Плаксия. Сам Борис никогда ни у кого ничего не попросил бы — такой уже он скромный человек. Поэтому, кроме того, что он получил немалые деньги (на 2007 год денежный размер премии составляет 130 тысяч гривен каждая. — Ред.), для него сам этот знак отличия — важная психологическая реабилитация за все прошлые годы лишений. И что бы там ни говорили, я как Шевченковский лауреат отмечаю, что получить ее — почетно».
Также впервые среди номинантов была культовая рок-группа «Кому вниз», чьи музыкальные композиции по произведениям Кобзаря популярны еще с той первой, легендарной «Червоної рути’89». Больше недели назад, когда стали известны имена победителей, некоторые члены Шевченковского комитета с сожалением констатировали, что команде не хватило каких-то нескольких баллов... Между тем интернет-сайты изобиловали призывами — в противовес Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко учредить народную Шевченковскую премию... «Я до последнего за «Кому вниз» голосовал, — рассказывает директор Института литературы НАН Украины, член Шевченковского комитета Николай Жулинский. — Посредством рок-музыки Шевченко приходит к молодежи, а вместе с тем, и эта национальная тематика, и то настроение, которые должны нынче приблизить молодых людей к нашим культурным ценностям, когда мы говорим о национальной идее как консолидирующей, и об украинском языке и культуре как также об очень важных факторах. Бесспорно, необходимо замечать новые явления, процессы и более оперативно реагировать на них. На мой взгляд, сама процедура выдвижения на соискание Шевченковской премии и сам процесс отбора даже уже на последнем этапе не отвечают тем реалиям, которые имеют место сегодня в Украине. Современная Украина — необычайно разнообразна в творческом аспекте. Поэтому, очевидно, при Шевченковском комитете должны быть группы экспертов по разным видам искусств, которые бы отслеживали процессы в течение года и давали объективные заключения, с которыми Шевченковский комитет должен считаться. И только тогда как совещательный орган делать предоставление Президенту».
«Именно выдвижение «Кому вниз» свидетельствует об определенных изменениях в работе комитета, потому что еще три-пять лет назад это было бы невозможным, — подытоживает писатель, член Шевченковского комитета Михаил Слабошпицкий. — Если говорить в целом, то в этом году конкуренция действительно была очень серьезной. Только представьте себе, с одной стороны, выдвинуты Наталья Сумская и Богдан Бенюк — за спектакль «О людях и мышах», с другой — Михаил Мельник — за спектакль «Грех» и Александр Дзекун и Владимир Петрив — за «Берестечко»... Мы долго спорили, убеждали друг друга и, наконец, победил Михаил Мельник. Это было наше корпоративное решение. Хорошо, хоть с художниками разрешилось — все три — и все достойны. Так вышло, по-видимому, потому, что члены Шевченковского комитета, которые, собственно, представляли художников, все были аргументированны в своих мотивациях. За последнее время столько всего прочитал о Шевченковской премии и, в частности, о том, что необходимо вместо этого учредить народную премию... Недавно я написал веселую книжку для школьников «Нобелівські премії і навколо». Так вот, хочу отметить, что ни одно присуждение Нобелевской премии не было принято безоговорочно в мире. Очевидно, любое присуждение премий — это всегда коллизия».
Выпуск газеты №:
№42, (2007)Section
Тайм-аут