Перейти к основному содержанию

Удастся ли перезагрузка?

Такого Киевский дом кинематографистов не видел уже давно
30 сентября, 20:20
СЕРГЕЙ ТРЫМБАЧ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Вечер «Национальный союз кинематографистов Украины. Перезагрузка», прошедший в прошлую субботу, стал если и не «перезагрузкой» как таковой, то наиболее ярким событием в здании на улице Шота Руставели за последние годы. На входе посетителей встречал скрипач, рядом с которым лежала пугающе человекоподобная кукла. В фойе первого этажа было шумно и людно. Две студентки подходили ко всем и просили автограф. Гардероб захватили сумасшедшие авангардисты под руководством Ивана Орленко, студента курса театральной режиссуры Национального университета театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого: девушка с чудесным голосом, одетая, как индуска, пела странные песни и пыталась играть на гармошке, двое ее подруг оклеивали полуголого Ивана (незадолго до того прямо на входе в Дом кино разбившего кувалдой шкаф) страницами из книг и киносценариев, а все это комментировал настоящий китаец — на чистом китайском.

Праздник охватил все этажи дома. В Синем зале сначала показали программу анимационных фильмов «Крок», а потом состоялась презентация нового проекта безбюджетного артхаузного кино «Мудаки. Арабески». Красный зал отдали под аудиовизуальный перформанс, продемонстрировав знаменитого «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова с живым музыкальным сопровождением, исполняемым ди-джеем Дербластером. Голубую гостиную занял «Мировой сонет и собственные фотофильмы» — подборку курсовых работ студентов телережиссерского курса Университета имени Карпенко-Карого показывали при участии молодых людей в белых халатах и медицинских повязках на лицах. В конференц-зале второго этажа открылась выставка картин Ларисы Кадочниковой, на том же этаже развернули экспозицию фоторабот студентов-операторов Университета имени Карпенко-Карого, этажом выше проходил поэтически-музыкальный концерт, между этажами были установлены все те же причудливые человекоподобные инсталляции, созданные экспериментальным Театром «ИЛИ», а колорит добавляли актеры, одетые в причудливые костюмы с масками. Кино, музыка, театр, фотография составили яркий и многоцветный образ «перезагрузки», в которой очень нуждается как сам Дом кинематографистов, так и Союз, им владеющий.

К сожалению, новейшая история Украины дает слишком много примеров краха даже наиболее интересных, продуманных, перспективных начинаний. Перезагрузка Союза является инициативой ее нового руководителя, уважаемого кинокритика и историка кино Сергея Трымбача. Осуществить свои планы ему будет ой как нелегко: ведь здесь тот случай, когда система будет оказывать бешеное сопротивление любым попыткам ее изменить. И это при том, что возможности Союза повлиять на актуальный кинопроцесс финансово или организационно ничтожно малы. По сути, все, что есть, — это тот же дом на Шота Руставели.

Каким, собственно, может быть новое бытие Союза и Дома кинематографистов? Очевидно, первый должен измениться в корне, избавиться от гибельной кармы советского профсоюза, защищать права всех кинематографистов, а не только нескольких десятков вечно раздраженных и ни на что не способных пенсионеров. Что касается Дома, то лучшим будущим для него было бы переформатирование (еще одно модное слово) в Национальную синематеку — подобную Парижской синематеке, являющейся во Франции одной из наиболее влиятельных киноорганизаций, мощным архивом и де-факто учебным центром, из стен которого вышла вся знаменитая «новая волна». Но для этого перезагрузка должна обрести вполне конкретные материальные черты: Дом необходимо как следует отремонтировать, установить новое оборудование (то, на котором там показывают фильмы сейчас, иначе как позором не назовешь), чтобы было не стыдно проводить там кинофестивали (хотя бы вернуть туда «Молодость»), приглашать гостей из-за границы, устраивать мастер-классы и практические занятия для молодых режиссеров, сценаристов и операторов, кинематографически просвещать широкого зрителя. То есть сделать постоянно действующий киноцентр, культовое место экранного искусства, куда бы стремились приехать даже из-за границы.

И это не выглядит такой уж утопией. Достаточно лишь доброй воли руководства (это есть), мощной команды единомышленников (можно создать) и талантливого менеджмента (также досягаемо). Одним словом, то, что давно назрело, наконец возможно осуществить реально. Лишь бы хватило времени и сил...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать