Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинские «мастеровые»

В авиамоделизме нам по-прежнему нет равных в мире
18 июля, 00:00
Место действия: аэродром Центрального аэроклуба им. О.К. Антонова. Время: 12 — 14 июля 2002 г.Соревнования на Кубок памяти генерального конструктора О.К. Антонова по свободнолетающим моделям.

Первые международные соревнования по авиамодельному спорту прошли в 1928 году. И сразу же завоевали любовь советских авиамоделистов. Хотя к массовым этот вид спорта не причислишь, но красота и «воздушность» стали определяющими факторами его бурного развития. Запуски в поднебесье планерных, резинно-моторных и таймерных моделей настолько пришлись ко вкусу советским энтузиастам, что очень скоро СССР выдвинулся в число несомненных лидеров мирового авиамоделизма. Приятно, что по праву сильнейшей школой считалась украинская. Говорят, что в республиканскую команду было сложнее попасть, чем в сборную страны. Секрет такого успеха заключался в том, что авиамоделизм поддерживали мощнейшие авиационные институты — Харьковский и им. О.К.Антонова. Благодаря им моделисты получили серьезную теоретическую и технологическую базы. Инженеры с удовольствием занимались разработками моделей, их усовершенствованием. Сам великий конструктор также принимал активное участие в развитии этого вида спорта. Известно, что он и сам увлекался постройкой планеров. Именно он инициировал первый Кубок Антонова. Вскоре благодаря высочайшим результатам соревнования стали одним из этапов Кубка мира. А на сегодня их в Украине насчитывается два. Второй проводится в Харькове и носит имя Кубок Вербицкого.

Украинская школа по-прежнему считается не просто сильной, а сильнейшей в мире. На прошлом чемпионате мира украинская команда добыла золото в двух личных зачетах и с большим отрывом победила в общекомандном. Наши спортсмены на любых соревнованиях в центре внимания. На них ориентируются американцы, немцы, шведы... Впрочем, такое доминирование не всех устраивает, и наших спортсменов стараются — хоть немного «попридержать». Боятся, потому что понимают, что на классе их не обыграть. В разгар перестройки, когда лучшие наши специалисты подались на Запад, авиамоделизм не стал исключением. Конструкторы, дизайнеры, инженеры, работавшие некогда на благо советской авиации и моделизма, с успехом продолжают делать это для США, Канады, Франции. Но потенциал украинской школы был настолько велик, что даже эти значительные потери не привели к ухудшению результатов.

Не выбила украинских авиалюбителей из колеи и тотальная нехватка финансирования. Шутка ли сказать — в последний раз деньги для сборной страны давались в 95-м, после чего спортсменам приходилось ездить по миру за свой счет. Бывает, конечно, небольшая спонсорская помощь, но ее хватает, как правило, только на билет, чтобы добраться на соревнования. Пытаются помогать Федерации авиамодельного спорта ДОСААФ и Управление физкультуры и спорта г. Киева, но, как водится, поддержку оказывают, в основном, моральную. А ведь помимо того, чтобы добраться до чемпионата мира, нужно платить еще и совсем не маленький взнос для участия — около $250. Поэтому некогда массовое увлечение стало нынче элитарным видом спорта, в который извне попасть довольно сложно. Раньше ведь никто не думал, что авиамоделизмом будет заниматься накладно. Государство посылало спортсменов на крупнейшие соревнования, предоставляло необходимое оборудование, организовывало массовые старты... Нынче же можно по пальцам пересчитать те города, где авиамоделизм поддерживается местными властями. Киев, Харьков, Днепропетровск, Луганск — вот практически и вся география.

За счет чего удается держаться на плаву? В первую очередь, благодаря огромному опыту. Несмотря на то, что на Западе есть достаточно фирм, специализирующихся на разработке авиамоделей, лучшими считаются не они, а сделанные своими руками, так называемые мастеровые. А лучшие из них делаются — правильно, в Украине. Обычная модель доводится инженерами-авиамоделистами до такого уровня, на котором выигрываются чемпионаты Европы и мира. Европейцы и американцы с удовольствием покупают украинские модели за $5, 10, иногда 20 тысяч. Самыми ценными считаются радиомодели-копии известных самолетов, где в масштабе, к примеру, один к семи воссоздан самолет Миг-29. Это практически ювелирная работа, где каждая деталь, каждая заклепка сделана по образу и подобию оригинала. А моторчик самой неброской с виду модели стоит около $1000. Кстати, о качестве украинских моделей можно судить уже хотя бы по тому, что одна из них — танк — украшает кабинет Д. Робертсона.

Вообще же узнать у авиалюбителей примерную стоимость их моделей практически невозможно. В один голос они, улыбаясь, говорят: «Она бесценна». Именно эти слова я услышал, например, от Александра Артеменко, авиамоделиста с тридцатилетним стажем. За эти годы он успел как сам достичь многих высот, так и вырастить множество учеников. С особой гордостью он рассказывал о сыне Ярославе, которому привил любовь к этому виду спорта чуть ли не с пеленок. В принципе, авиамоделизм действительно можно называть семейным спортом. Все из-за того, что, повторюсь, дорого начинать с нуля. Без помощи родителей на первых порах не обойтись.

На Кубке Антонова соревнования проводились в нескольких классах авиамоделей. Есть кордовые модели, которые, в свою очередь, бывают гоночными, скоростными и пилотажными. Есть свободнолетающие, которые делятся на резинно-моторные, таймерные и другие.

На Кубке конкуренция была огромная. Практически во всех видах программы в суперфинал выходило по 5 — 8 человек, не совершивших ни одной ошибки в основных соревнованиях. И это не удивительно. Поистине «звездный» состав подобрался! Несколько чемпионов и вице-чемпионов мира, лучшие спортсмены самой сильной украинской Федерации авиамодельного спорта, которая на данный момент насчитывает около тысячи человек. В дополнительном старте на время они разыгрывали места на подиуме. Особенно хотелось бы отметить победителя в таймерных моделях, двукратного чемпиона мира, пятикратного обладателя Кубка мира (на самом деле его регалии можно перечислять еще очень долго) Евгения Тимофеевича Вербицкого. Ему 62 года, а на свои первые международные соревнования он поехал в 58-м. Благодаря заслугам этой «легенды» авиамоделизма харьковский этап Кубка мира назвали в его честь, который он сразу же и выиграл.

Корреспонденту «Дня» удалось пообщаться с Евгением Тимофеевичем. Коллеги отмечают его высочайший профессионализм и феноменальное чутье, помогающее ему уже долгие годы побеждать всех с огромным отрывом. На вопрос, за счет чего ему удается удерживать такую высокую планку, Вербицкий отвечает, что нет какой-то одной составляющей успеха. «Это все в комплексе. Просто везения тут недостаточно. Нужно иметь «правильную» модель, сделанную по лучшим технологиям, большой навык и опыт. Надо знать погоду, быстро ориентироваться и работать головой.» Вербицкий сам делает двигатель к своей модели, которую называет не иначе, как «спортивный снаряд».

Действительно, авиамоделизм — это и спорт, и инженерные новаторства, и нетрадиционный подход. Например, есть так называемые «комнатные модели», весящие всего несколько граммов. Это безмоторные конструкции, и чемпионаты по ним проводятся в соляных шахтах. Это вызвано тем, что там абсолютно безветренно, и «моделька», пущенная рукой, за счет своей легкости может держаться и зависать в воздухе до получаса (!). С другой стороны — есть радиоуправляемые модели с размахом крыла в более чем два метра.

Все это авиамоделизм — вид спорта, хобби или состояние души. Кому как нравится. Неожиданно элитарный, на самом деле он остается удивительно демократичным. Люди, приезжающие семьями на очередной турнир, отдыхают, общаются и занимаются любимым делом. И не их вина, что самый(!) успешный отечественный вид спорта позабыт спортивными чиновниками. Пока есть такие люди, как Евгений Вербицкий, вице-президент Федерации авиамодельного спорта Украины Валентин Павлович Горынин, президент киевской Федерации авиамодельного спорта Сергей Ярославович Скалько, с которыми мне удалось пообщаться, надежда на лучшее будет жить. Тем более и надо-то совсем немного. Ведь затертый штамп: «а результаты придут сами» здесь не подходит. Результаты есть, нужна поддержка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать