Украинское кино пошло в атаку на... «трамвае»
Короткий метр «Молодости»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021031/4199-6-1_0.jpg)
В конкурсе студенческих работ было заявлено 27 фильмов. Отрадный факт, если учесть, что еще два года назад их было всего около 15. Тогда главная проблема молодых режиссеров поджидала на таможне, где пленку попросту не хотели пропускать на территорию Украины. Уроки были учтены, и в этом году подобных накладок не произошло. Не было и откровенно слабых фильмов, которые при всей специфике и жанровом смешении студенческого кино выявляются сразу.
Очень сильное впечатление оставили немецкие кинематографисты. Соотечественники Тома Тыквера и Дорриса Дори вновь доказали, что немецкая киношкола сейчас одна из сильнейших в Европе, и новых культовых имен долго ждать не придется. Залог успеха — отлично поставленный кинопроцесс уже на стадии обучения, начиная от выбора сценария и заканчивая постпродакшеном и прокатом. Кино (даже студенческое) в Германии — это бизнес, на который работают и маркетинговые службы, и еще много чего такого, что украинскому студенту на данном этапе попросту недостижимо технически и финансово. Не хотелось бы быть навязчивым, но если ничего в украинском кино в ближайшее время не изменится, то пропасть между нами и ними может стать просто непреодолимой. Впрочем, не буду надолго зацикливаться на этой болезненной теме, «День» уже достаточно подробно писал о ней. В частности, и о ситуации на кинофакультете в Институте им. Карпенко-Карого, где в канун фестиваля у молодых кинематографистов чуть не отобрали несколько цехов, без которых процесс обучения превратился бы в фарс.
Но вернемся к фильмам. Немецкий «Крестоносец» Флориана и Себастьяна фон Доннерсмарк просто поразил своей бросающейся в глаза дороговизной. Пятнадцать минут экранного времени зрители смотрели самый что ни на есть голливудский блокбастер. Где все, от титров до спецэффектов и костюмов, было выполнено на высочайшем уровне. Батальные сцены напомнили «Храброе сердце», а спецэффекты — «От рассвета до заката». Причем все по-взрослому. Девушка — подруга крестоносца — превратилась в вампира так неожиданно и реалистично, что зал, кажется, перепугался не меньше, чем сам герой истории. Как рассказывал Себастьян Доннерсмарк на пресс-конференции, он и сам удивился тому, что в этом фильме в итоге увидел. С одной стороны, лента — стеб над Голливудом, с другой, — продуманный расчет этот самый Голливуд заинтересовать. Молодые режиссеры показали, что могут снимать массовое кино на высоком уровне, а теперь, наверняка, ждут выгодных предложений из Фабрики грез.
Еще один немецкий фильм — «Баттерфляй» Елке Росслер — повествует о том, как уборщица бассейна влюбляется в пловца стилем баттерфляй. Чтобы быть ближе к нему, она преодолевает свой страх перед водой и учится плавать. Очень эффектные подводные съемки в сочетании с внятной жизненной историей зрителями и критиками был принят на «ура».
Сразу после показа еще одного немецкого фильма — «Cantando la Vida», стало понятно, что со своими фаворитами «Молодость», похоже, определилась. Жизнеутверждающее кино о немолодой испанской женщине, разбитой тяжелым физическим недугом, для которой лучшая часть жизни проходит в море. Там она счастлива, там она забывает о своей слоновой болезни и может быть сама собой. Молодой, веселой, флиртующей... В море она поет песни о любви и прекрасных мужчинах. Да как поет! Фактически вся короткометражка снималась в море с поющей женщиной, но смотреть фильм не скучно. Практическое пособие для психолога. Лента по-настоящему растрогала и умилила. Не осталась она незамеченной и у жюри. Режиссеры Инес Томсен и Вольф М. Гоппнер уехали домой с призом фестиваля за лучшее студенческое кино. Еще одна симпатия власть имущих — фильм «Креветки», опять-таки немецкий, получил поощрительный приз в этой же номинации. Признаться, такой выбор Ким Ки Дука и К о немного разочаровал. Тоже мелодрама о пожилой женщине в доме престарелых, к которой привязывается молодая медсестра. В отличие от победителя, «Креветки» (режиссер Петра Б. Вольпе) — игровой фильм. И довольно посредственный. Тема, затронутая в ленте, во все времена нещадно эксплуатируется студентами, а художественное исполнение бывало и лучше. Намного больше заслуживал награды, к примеру, российский фильм «Контрабас» Анны Меликян. Поучительная история о человеке, который был рожден, чтобы стать счастливым, и про контрабас, который помешал ему в этом. Немного философское повествование о выборе приоритетов в жизни.
Приятно запомнились и два английских студенческих фильма. «Готова» Савины Делликур рассказывает о женщине, которая всю жизнь знала, что умрет ровно за день до своих 58 лет. В этом же возрасте умирала вся ее семья уже несколько поколений. В отличие от предков, пытавшихся обмануть смерть разными ухищрениями, Наоми сказала себе: «Я готова», но, несмотря на всю «подготовку», осталась жить. В общем, ничего не бойся, и все будет хорошо. Главное — идти на ситуацию, а не стараться избежать ее.
Фильм «Обмен» молодого англичанина Пьера Монарда — это веселая комедия, где дети объектом обмена сделали собственного отца, уткнувшегося в свежий номер «Таймс». Его предприимчивый сын Вильям поменял родителя на электрогитару, но одумавшись, решил забрать обратно, чтобы не расстраивать маму. Впрочем, это оказалось непросто. Другим детям тоже неинтересно иметь такую неинтересную игрушку, и они меняют отца Вильяма на не в пример более интересные забавы. Аквариум с рыбками, велосипед...В итоге Вильям насилу нашел отца у одного из своих знакомых, который с удовольствием «обменял» так и ничего не заметившего папу с газетой назад. Нужно уделять побольше внимания своим близким, ведь «потеряться» в жизни, как видим, не так уж и сложно.
Еще один прекрасный фильм — «Завтра день рождения» — режиссером Ларисой Бочаровой был снят на учебной киностудии ВГИКа. Канун дня рождения. Девушке не хочется жить. Еще бы! Целых восемнадцать лет, и лучшая часть жизни, кажется, уже позади. Но пережив немало внутренних борений и различных философских умозаключений, девушка понимает, что жизнь только начинается.
В конкурсе студенческих и короткометражных фильмов по традиции принимают участие и анимационные работы. У студентов больше всего запомнился чешский мультик «Свет». Это история о двух неугомонных детях, которые вычислили, что если разбить лампочку, то можно наполнить всю комнату светом. Они так и поступают, устроив из своего дома целый световой бассейн, в котором можно даже на лодке покататься. Единственный представитель Украины от студентов Анатолий Лавренишин тоже на конкурс представил мультфильм. «Зяблики и другие» — о нелегкой судьбе мамы трех прожорливых зябликов, за которыми нужен глаз да глаз. То из гнезда выпадут, то питона обидят... Впрочем, это была не самая главная удача Украины в анимации.
Как правило, студенческие и короткометражные картины близки и по духу, и по концепции. На минувших фестивалях уже не раз происходила ситуация, когда фильмы при награждении кочевали из одной номинации в другую, и лучшей студенческой работой признавалась, к примеру, первоначально заявленная на конкурс короткого метра картина. В этот раз номинанты остались в рамках своих категорий, но, повторюсь, уровень и качество были схожими. Единственным отличием можно считать возрастной порог режиссеров.
Главным дебютантом «Молодости» от Украины стал...Михаил Ильенко. На пресс-конференции по этому знаменательному поводу особенно желчные журналисты интересовались у Михаила Герасимовича, каково оно — сидеть за «одной партой» со своими студентами (напомним, что Ильенко занимает должность декана кинофакультета), и вообще, как получилось, что известный режиссер вдруг превратился в дебютанта. Михаил Герасимович сослался на регламент фестиваля, в котором предусмотрен параграф о том, что любой режиссер, не снимавший ранее фильм определенного жанра и формата, может быть допущен к участию в конкурсной программе. Как оказалось, Ильенко еще никогда не снимал короткометражного игрового фильма и анимационного. Оба эти упущения режиссер за последний год наверстал, и помимо художественной ленты «Небольшое путешествие на большой карусели» снял мультфильм «Одноразовая вечность». Впрочем, кажется, можно было ограничиться одним. Причем любым. Михаил Герасимович рассказывал, что многое накопилось за годы вынужденного простоя. Но раз так, то уж можно было подобрать более удачный сценарий. А так... «Путешествие...» похоже на нарезку из юмористической программы «Маски». Местами смешно, местами не очень. Карусель у Ильенко — это Земля-матушка, которую надо неустанно вращать, чтобы избежать всеобщего хаоса. Но, как водится, жизнь вносит свои коррективы. Землю (внушительный макет которой долгое время киевляне могли видеть на улице Горького) и останавливают, и крутят в обратную сторону, и вообще относятся к ней по-хамски. В итоге побеждает любовь. Любовь лирического героя к дочери Ильенко, а по совместительству — лирической героине. Полку кинематографической династии прибыло, в общем. Диалог режиссера со зрителем кинообразами (текста вообще не было) был какой-то невнятный и уж слишком «попсовый» для маститого режиссера. Единственное, что радует, так это оптимизм, которым буквально пропитаны работы Ильенко. Герои «Одноразовой вечности» — врожденные оптимисты и мечтатели. Каждый из них «работает» на вечность уже хотя бы этим.
Всего в конкурсе короткометражных фильмов было заявлено 36 картин, и написать о всех не удастся. Хочется отметить значительное количество украинских работ. Помимо уже двух упоминавшихся, это «Осторожно, покрашено» режиссера Сергея Наталушко. Кино о творческой жизни во всех ее проявлениях. О том, как иногда складывается судьба художника, его полотна и его любви. Фильм «Старые люди» Валентина и Максима Васяновичей — о стариках, которые живут в селе, вдали от цивилизации. Молодежь давно уехала в большие города в поисках лучшей жизни. А для них — и эта жизнь приемлема. Мало того, они счастливы, потому что живут в согласии с природой и самими собою. К «вечной» теме жизни в глубинке так или иначе обращаются едва ли не половина молодых режиссеров, но ничего в этом предосудительного нет. Во-первых, как честно признались создатели фильма, такое кино снимать легче, и к тому же наше старшее поколение всегда остается интереснейшей темой для творческого поиска молодых режиссеров. По принципу: если хочешь знать будущее, надо знать прошлое.
Но настоящим открытием «Молодости» стал анимационный фильм Степана Коваля «Шел трамвай №9». Лента уже получила признание на крупных международных форумах. В частности, взяла гран-при на фестивале «Крок» в этом году. Отличная пластилиновая история о людях, которые едут в трамвае. Все как в жизни. Салон битком набит, кто-то, превращаясь в телевизор, рассказывает очередную серию очередного сериала; снуют карманники; обсуждаются житейские ситуации. Очень смешная история для людей, не боящихся посмеяться над собой и своими друзьями. Ведь все мы пассажиры этого трамвая. Мультфильм сделан очень добротно, с массой мелких, почти ювелирно выполненных деталей. Недаром Степан «лепил» свою историю целых три года. Но теперь дивиденды он получил сполна. Приз за лучший короткометражный фильм и Приз зрительских симпатий — яркое тому подтверждение.
На этом, в общем-то, можно поставить точку. Или, скорее, восклицательный знак. До следующей «Молодости». Ведь оттого, что ей станет на год больше, старее она не станет. Главное, чтобы удачный почин украинца в этом году был поддержан его последователями. И хотя «украинскому прорыву» вполне могут помешать объективные и субъективные причины, перед глазами есть пример.
ОТ РЕДАКЦИИ: Рассказ о программе полнометражных фильмов и общие итоги — в завтрашнем номере.
Выпуск газеты №:
№199, (2002)Section
Тайм-аут