В Голливуд – из Могилева-Подольского
Как архивная метрика восстановила историческую правду о режиссере, родившемся на Виннитчине
В начале прошлого века поток эмигрантов в страны Западной Европы и Америки значительно вырос, причем во многих случаях это были не просто люди, которые искали заработка, но и аристократы, офицеры, артисты, режиссеры. Они существенно обогатили новой «кровью» западный мир, но были обременены невероятными переживаниями из другой жизни. Следовательно, их биографии порой остаются неполными или состоят из версий. Это кое-где (а возможно специально) приводит к извращению биографических фактов. Так произошло в случае с легендарным голливудским режиссером прошлого столетия Ричардом Болеславским. На многих российских ресурсах (распространенных в Google) его называют российским актером, родившимся 4 февраля 1889 года в Дембова-Гура (Польша, Российская империя). Хотя на самом деле голливудский режиссер, настоящее имя и фамилия которого – Ришард Сржедницкий – происходит из Могилева-Подольского. Подтверждением этого факта стала его метрика, которую архивисты Государственного архива Винницкой области нашли по запросу исследователя из Польши Марека Кулеши. Он всю свою жизнь занимается историей кино и режиссуры, исследует жизнь и творчество Ричарда Болеславского. В своей публикации он опубликовал архивные документы, свидетельствующие, что легендарный режиссер Ричард Болеславский, чье имя красуется на голливудской Аллее славы, родился в маленьком городке Винницкой области.
«В прошлом году в наш архив поступил запрос из Польши от исследователя и публициста Марека Кулеши. Он как раз работал над биографией Ришарда Сржедницкого, который более известен под псевдонимом – Болеславский. В американских архивах исследователь нашел информацию о том, что голливудский режиссер родился в Могилеве-Подольском и просил нас предоставить по возможности документальное подтверждение, то есть от нас требовалось подтвердить факт его рождения и крещения, – рассказывает старший научный сотрудник Государственного архива в Винницкой области Валерий ФРАНЧУК. – Подняв метрические книги, мы нашли документ о Ришарде Сржедницком, рожденном 4 февраля 1889 года, который был крещен 7 февраля того же года в Могилев-Подольском римско-католическом костеле. Отсканированные документы направили в ответ на запрос. А несколько дней назад получили журнал Института искусства Польской академии наук с публикацией о Ричарде Болеславском, где в исследовании упоминается наш архив как заведение, которое помогло восстановить исторические факты из биографии легендарного режиссера».
ЕДИНСТВЕННЫЙ ИЗ ПОЛЬСКИХ РЕЖИССЕРОВ, КТО ПОЛУЧИЛ ЗВЕЗДУ НА АЛЛЕЕ СЛАВЫ В ГОЛЛИВУДЕ
Собственно, в Винницкой области польская семья Сржедницких жила, пока не умер глава семьи – польский художник Валента Сржедницкий. В то время Ришарду было 6 лет, и мать решила перевезти его в Одессу. Там будущий режиссер учился в Ришельевском лицее, а затем в Новороссийском университете, после чего он переехал в Москву, где окончил Московский университет. Под псевдонимом Болеславского в 1908 году он стал артистом Московского Художественного театра, на него сразу обратил внимание Станиславский: молодой актер вскоре стал его любимцем. С 1912 по 1915 год был режиссером МХАТа, а затем пошел служить в армию. Службу нес в I полку польских уланов, который в 1918 году разоружили немцы. Ричард возвращается в Москву, где до 1920 года работает в театре, но с началом польско-большевистской войны бежит из России в Польшу. Там становится офицером польской армии, занимается освещением войны в кино, снимает несколько короткометражных немых фильмов и известную в Польше киноленту «Чудо над Вислой». Поработав несколько месяцев в варшавском Польском Театре и не получив там желаемого поста главного режиссера, он едет в Германию, где снимался как актер в фильме Карла Дрейера «Любите друг друга» (1922). Затем в Праге присоединился к гастролирующей там группе артистов Художественного театра, участвовал в постановке «Гамлета», затем уехал во Францию, откуда вернулся в конце 1922-го, отправился вместе с мхатовцами на гастроли в США, где и остался.
Ричард Болеславский. 1912
«Сначала Ричард Болеславский живет в Нью-Йорке, ставит несколько постановок на Бродвее. Потом знакомится со своей будущей женой, актрисой и пианисткой Нормой Друри, и вместе они переезжают в Калифорнию, – продолжает Валерий Франчук. – Там с 1929 по 1937 годы, то есть до смерти, он работает сначала на Джона Кеннеди, отца будущего президента, а затем с 1930 года он начал работать на компанию Columbia Pictures, выпускает более десятка фильмов. Первый известный – «Конец одинокого волка», затем «Любовь по приказу». Прославился благодаря одному из последних кинофильмов "Сад Аллаха", где снималась Марлен Дитрих. Кинолента получила «Оскар» за то, что в ней были использованы цветные элементы. Во время съемок следующего произведения этого жанра – «Последняя миссия Чейни» – Болеславский умер от сердечного приступа прямо на съемках в Лос-Анджелесе 17 января 1937 года. И через 23 года после его смерти, в 1960-м, в знак чествования его памяти и за заслуги в развитии американского кинематографа, он стал единственным из польских режиссеров, кто получил звезду на Аллее славы в Голливуде».
ПРЕДАННЫЙ ПРОПАГАНДИСТ СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО И ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТАТОР
Память о себе Ричард Болеславский оставил не только в фильмах, но и в книгах и методиках преподавания актерского искусства. В Америке он стал активным пропагандистом системы Станиславского. Он убедил меценатов Мириам и Герберта Стоктонов основать для него театр в Нью-Йорке – American Laboratory Theater («Лаборатория»), через который прошли такие актеры, как Гарольд Клерман, Ли Страсберг, Стелла Адлер и Джон Гарфилд, которые стали частью Группового театра. Первоначальным его планом было за три года подготовить труппу актеров, с которой начать представление о репертуарном театре, но представления начались несколько раньше, спустя два года. Поэтому лабораторный театр состоял из двух частей: действующего театра и школы, где готовились актеры по системе Станиславского. Программа обучения актеров включала в себя танцы, балет, ритмику Далькроза, фехтование, пантомиму, фонетику, декламацию и грим, а также развитие чувств, воображения и памяти актера. В 1933 году режиссер издает учебник актерской игры «Исполнение. Первые шесть «уроков», который выдержал девять изданий, переведен на многие иностранные языки и до сих пор считается одним из самых авторитетных изданий по актерскому искусству. Кроме того, Ричард Болеславский описал свои переживания во время Первой мировой войны в двух автобиографических книгах «Путь улана» и «Копья вниз: между пожарами в Москве» (обе были написаны в 1932 году совместно с Хелен Вудворд).
СИН
«Потомков у легендарного режиссера не осталось. Его единственный сын Ян Болеславский умер в молодом возрасте – 25 лет – от болезни мозга. Он совсем не помнил своего отца, поскольку на момент смерти Ричарда Болеславского ему было всего 15 месяцев. Однако сын продолжил дело отца, занимался кинематографом и кинотворчеством. Жена режиссера умерла в 1977 году, она фактически на 20 лет пережила сына и почти на 40 мужа, - резюмирует архивист. – Знаете, если бы не тот запрос, я бы никогда не знал о Ричарде Болеславском, его семье, жизни и творчестве. В архиве работаю несколько лет, но в моей практике впервые случается ситуация, когда из-за обычного запроса возникает целая, до сих пор неизвестная, история о еще одном выдающемся человеке, рожденном на Виннитчине, прославившемся в Голливуде».
Действительно, Украина и Голливуд – это как две очень удаленные галактики. И даже тот момент, когда в этом тексте они оказались совсем рядом, выглядит скорее как совпадение или случайность. Однако дело не в словах, а в масштабах ассоциаций и наших стереотипах. Нам еще сложно воспринять, что наши земляки или выходцы из маленьких украинских городов способны покорить мир и засиять на самой Аллее славы в Голливуде. История Ричарда Болеславского – это еще один кирпичик в преодолении постколониальных травм и синдрома неполноценности.