Перейти к основному содержанию

В гости к Павлу Тычине

Великий поэт и его музей — без стереотипов
18 июня, 16:13
НОТЫ НА РОЯЛЕ В КАБИНЕТЕ ПАВЛА ТЫЧИНЫ. ХОЗЯИН С УДОВОЛЬСТВИЕМ НА НЕМ ИГРАЛ

16 июня у музея-квартиры Павла Тычины, в Киеве, на Терещенковской, 5, прошла достаточно необычная акция под названием «О, панно...»: все желающие мужчины-прохожие могли написать на специальной доске имя своей любимой или какой-нибудь другой важной женщины, а женщины — например, просто любимое женское имя. За это сотрудники музея дарили им стихотворения Тычины. Как ни странно, в жаркое воскресное утро такое мероприятие привлекло внимание и даже вызвало некоторый ажиотаж. Немало прохожих с удовольствием писали имена (иногда и не одно), читали стихи, нашлась даже женщина, которая рассказала, как ее бабушка дружила с поэтом и его младшими коллегами.

Этот музей уже несколько лет пытается популяризовать личность Павла Тычины, делать это активно и нестандартно. Иногда даже кажется, что слишком нестандартно — постоянные акции, перфоменсы, марафоны читаемой поэзии, моноспектакли, уроки-игры для школьников и другие мероприятия вплоть до высаживания посетителями цветов на клумбе вокруг дома (в этом «литературном садоводстве» успешно принял участие и автор этих строк), производят порой немного причудливое впечатление, да и не совсем «музейное». Но, похоже, это работает. В музей-квартиру постоянно растет поток посетителей, заведение регулярно появляется на страницах средств массовой информации, заметно представлено в Интернете, оно фигурирует среди музеев, которые активно модернизируются, и то без мощных грантовых или еще каких-то вливаний. Стоит ли объяснять, насколько это важно в нынешних обстоятельствах?

— Мы изо всех сил стремимся завоевать молодежную аудиторию и аудиторию социально активного возраста, — говорит Татьяна Сосновская, директор музея (кстати, родственница Тычины), — и это должны делать сегодня все музеи. Потому что иначе пройдет немного времени, и к нам просто никто не придет, даже никто не будет понимать, зачем вообще нужен музей как таковой.

А еще такая активность, возможно, помогает квартире Тычины выстоять во время регулярных попыток власти разных времен и цветов его где-нибудь «подвинуть».

«З’ЇСТИ КИРПИЧИНУ» НА САМОМ ДЕЛЕ — НЕ ЛУЧШЕ

Творческое наследие Павла Тычины сегодня находится в немного странном, так сказать, транзитном положении. С одной стороны, поэт наконец более-менее избавился от того навязчиво жалкого имиджа, которое было у него в советское время и за который получил разухабистую эпиграмму «Краще з’їсти кирпичину, ніж учить Павла Тичину». С другой стороны, его ранние произведения и другие дела, далекие от соцреализма, якобы и возведены на условный пьедестал условного литературного канона, однако остаются не очень широко известными. Да и биография поэта, полная самоотречений и откровенных приспособлений к обстоятельствам, многим представляется не очень интересной, не стоящей публикаций и расследований.

Поэтому ныне очень уместно вновь напомнить о Павле Тычине, о его разнообразном и неоднозначном творчестве. Не будем забывать, что одним из главных мотивов поэзии Тычины является поиск равновесия, поиск внутренних сил при внешне неблагоприятных и катастрофических обстоятельствах. Немного актуально, не так ли?

«Немає, каже, ворога
Та й не було.
Тільки й єсть у нас ворог —
Наше серце.
Благословіть, мамо, шукати зілля,
Шукати зілля на людське божевілля».


Стоит напомнить и о его исключительной, оригинальной, одновременно мудрой и наивной образности, логика которой поддается озарению, эпифании.

«— Одягайсь на розстріл! —
крикнув хтось і постукав у двері.
Я прокинувся. Вітер розчинив вікно.
Зеленіло й добрішало небо. А над
усім містом велизечний рояль грав...
І зрозумів я — настав Великдень».


На мой взгляд, это одни из самых удачных строк Павла Тычины. Неслучайный мотив стал повторяемым в пределах даже одной книги «Замість сонетів і октав»:

«...— Вставайте! — у місто
вступила нова влада!
Розплющую очі («консонанси»).
На стіні від сонця густорамне
вікно як огнистий дієз».

Такой вот специфический, высокий и тонкий модернизм, хотя потом и «испарился» из творчества поэта (не бесследно!), и все равно остался незаурядным, всегда актуальным достижением отечественной культуры ХХ века.

ТАЙНИКИ В БИБЛИОТЕКЕ ТЫЧИНИНЫ

В квартире в доме на Терещенковской Павел Тычина жил с сороковых годов и до самой смерти. В то время он был министром (народным комиссаром) образования УССР, и, следовательно, имел целые пять комнат, обставленных, правда, совсем без роскоши. Министры времен застоя и независимости над такой квартирой, вероятно, только посмеялись бы. А более пристойные посетители имеют здесь возможность посмотреть, в какой обстановке тогда жил и работал поэт.

Это — период «позднего Тычины». Казалось бы, полный духовный упадок, — 459, 67 по Фаренгейту. А впрочем, прогуливаясь по несколько удушливой летом квартире-музее, ясно понимаешь: Павел Тычина продолжал жить культурой, к чему-то стремился и даже хранил тайные уголки, в которых оставалось еще немного «того» воздуха, которым дышал до внутреннего и внешнего излома 1930-х годов.

Особенно это заметно в библиотеке. Начать с того, что в ней где-то четырнадцать тысяч книг! Все заставлено стеллажами. А на них рядом с непременными песнями о Ленине-Сталине, рядом с предсказуемой классикой или книгами, над которыми Павел Тычина работал как переводчик, или просто интересными раритетами подобно Эразму Роттердамскому 1729 года издания срывались в задних рядах крамольные томики расстрелянных, забытых и запрещенных друзей. Чего стоит только «Камо грядеши» Мыколи Хвылевого с автографом «моєму вчителеві і другові»! Или сборник совсем уже «враждебного» Евгения Маланюка со стихами, посвященными самому «позднему Тычине»: «... від кларнета твого — пофарбована дудка зосталась»! Поэтому приспособленчество Тычины выглядит немного в духе мусульманского принципа «такия», или «кетман» — сокрытия своих настоящих убеждений от преследований, что добавляет тем невеселым годам некоторый загадочный привкус.

В музее-квартире вам расскажут и о меценатской деятельности Тычины-министра, о том, как он продолжал заниматься графикой, о его непрерывных музыкальных увлечениях. В «официальном» кабинете стоит эффектный рояль, есть непременный кларнет, а также необычная бандура с советской звездой, изготовленная специально для Тычины мастером Владимиром Тузыченко. А в гостиной можно увидеть много чего интересного из советской бытовой, повседневной культуры тех лет — посуда, мебель, телевизор, холодильник, игрушки и др. И, конечно, везде, по всем комнатам и коридорам — огромное количество разнообразных произведений искусства.

Поэтому, чтобы лучше познакомиться с Павлом Тычиной и духом и фактурой его времени (или такое знакомство «освежить»), таки стоит заглянуть в его киевскую квартиру-музей. Кстати, в летний период здесь начинается серия экскурсий «Киев, в котором жил Павел Тычина», — это прогулки по близлежащим районам города, рассказы о интересных исторических местах, с которыми был связан поэт. До конца июня продолжится уже упоминавшаяся акция на музейной клумбе «Посади цветок», а в июле Татьяна Сосновская обещает новую — «Ухаживай за цветком», по крайней мере, я собираюсь прийти и полить то, что посадил вчера. Подробнее с событиями в музее, его расписанием и другими техническими подробностями можно ознакомиться на сайте tychyna.com или в группе музея в социальной сети Facebook.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать