В «контакте» со временем, или Большие дела маленькой киностудии
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020418/472-6-1_0.jpg)
Нужно признаться: чудовищно мало знаем мы свою историю, свою культуру, многие имена, которыми следовало бы восхищаться и гордиться.
Трава забвения. Ее сеяли густо, выращивали старательно — целая генерация перспективной, ренессансной литературно- художественной интеллигенции 20—30-х годов, которая создавала новую национальную культуру, стала «расстрелянным поколением», репрессирована большевистским режимом, практически уничтожена и стерта в памяти народа. Но, к счастью, не навсегда. Сейчас уже немало сделано, чтобы вернуть из небытия утраченные исторические и культурные ценности, сделать их нашим всеобщим достоянием. Такую благородную задачу ставит во главу угла и киностудия «Контакт» при Союзе кинематографистов Украины, руководимая заслуженным деятелем культуры Украины Л. Роднянской. Ее деятельность, в основном, строится на трех тематических китах. Это проекты «Избранные временем», «Современник на экране», «Города Украины». Их объединяет одна базисная идея — уважительно, заинтересованно, поистине любовно познакомить зрителей с выдающимися явлениями национальной истории, культуры, с талантливыми людьми, жившими и живущими на украинской земле и разбросанными волею судьбы по всему миру.
Конечно, культурологический проект «Избранные временем», создаваемый при поддержке Министерства культуры и искусств Украины, телеканала «1+1», — это самая большая любовь коллектива студии. Уже создано 28 фильмов, отражающих судьбы выдающихся личностей Украины. Герои этих картин — подвижники и созидатели, отмеченные Божьей искрой таланта, противостоящие самой истории, ее разрушительным ураганам своим творчеством и своей жизнью. В рамках проекта в минувшем году созданы картины «Бойчук и бойчукисты» А. Муратова, «Мысли против течения» (о писателе М. Хвылевом) А. Фролова, «По ком звонят колокола» М. Мамедова (Об Игоре Сикорском), «Улица без конца» (о династии Терещенко-Ханенко) В. Хмельницкого, «Иван Козловский» С. Лысенко, «Игорь Савченко» О. Фиалко.
Эти картины, как и все фильмы проекта «Избранные временем» выполняют просветительскую функцию, а вместе с тем и воспитывают гордость за свою землю, которая может рождать истинных титанов духа, само существование которых напрочь отвергает утверждение о нашей второсортности и национальной ограниченности. Студия продолжает держать «свою марку»: добротность, профессионализм, достоверность информации. Ее приходится собирать по крупицам в различных фондах, библиотеках, частных архивах. Фотодокументы, немногочисленные «свидетельские показания» современников и самих героев, старая кинохроника, дающая ощущение времени и среды, воссоздают эпоху и личность, жившую в ней.
Как ничтожно мало осталось от творчества гениального художника-новатора, руководителя мастерской монументального искусства в Киевском художественном институте Михаила Бойчука и его талантливых учеников. Уничтожены замечательные фрески в крестьянском санатории под Одессой, в Новом краснозаводском театре, в красноармейских казармах в Харькове, воспевающие свободу, равенство, братство, над которыми самозабвенно трудились бойчукисты, идущие от традиций народного искусства и византийской иконы, что было объявлено идеологической крамолой, «буржуазным национализмом», искажением образа советского человека.
В фильме бережно собрано все, что осталось — выцветшие фотографии, чудом сохранившиеся картины, рисунки, — и представлено в изобразительном ряде и дикторском тексте так, что зритель убеждается: это было могучее авангардное направление в искусстве.
Бесконечно трогает личная трагедия мастера и его учеников, поплатившихся жизнью за то, что они несли людям новое понимание прекрасного. Недаром селяне, приезжавшие в свой санаторий, говорили: «Как красиво! Как в церкви...»
Великим мечтателем и идеалистом, мечтавшем о новой, революционной литературе, был и Микола Хвылевой, который считал, что можно возродить Украину, «поженивши» ее с коммунистическими идеями. Но мысли его шли вразрез с официальной пропагандой, имперской политикой.
Его угнетало сознание навязанной украинскому народу второсортности. Как неоднократно замечал писатель, чтобы открыть «новую и блестящую» страницу своей истории, украинскому народу необходимо изжить рабскую психологию, «хохляцкую расслабленность и сахаринность», заменить на волеизъявление и мужество, оплодотворенное разумом. Образцом тут может выступать европейский интеллект в лучшем понимании этого слова. Отцу народов мысли Хвылевого, конечно, не понравились. И основатель новой украинской литературы, один из самых ярких ее представителей был из этой литературы выброшен. Предчувствуя, что не избежать ему смерти от рук сталинских палачей, Хвылевой ушел из жизни, написав в предсмертной записке: «Как я люблю жизнь, вы не представляете...»
Хорошо, что авторы фильма «Мысли против течения» доверились самому писателю, его пронзительному исповедальному слову. Через тексты его статей, записей, очень лиричных, поэтически-образных, раскрывается трагедия человека, который, как он сам писал, оказался «лишним», потому что «безумно» любил Украину. Эмоциональный строй фильма определяет и продуманная работа с фотодокументами (отбор, съемка, расположение в композиции эпизода). В финале создается впечатляющий образ-символ. Темным силуэтом в кадре возникают портреты писателей, павших от рук режима. Одно за другим высвечиваются их лица: Микола Хвылевой, Олесь Досвитний, Майк Йогансен, Микола Кулиш, Иван Днепровский...
Истинно, нет пророков в своем отечестве... Мысль эта прослеживается и в фильме об И. Сикорском «По ком звонят колокола». О человеке — техническом гении, конструкторе вертолетов, не нашедшем поддержки в Украине и вынужденном эмигрировать в США, чтобы там воплотить свою мечту. Вертолеты Сикорского стали достоянием человеческой цивилизации и принесли славу не нашей, а другой стране. В кадрах из фильма американского режиссера Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня», вошедших в картину, потрясает мощь и сила этих летающих машин. В фильме о Сикорском проявилась особенность творческой манеры режиссера М. Мамедова: он «влюбляется» в своих героев и умеет передать это чувство зрителю.
Каждый режиссер имеет свой почерк, каждый фильм — свою интонацию. «Иван Козловский» и в изображении, и в закадровом тексте, прочитанном самим режиссером С. Лысенко, тяготеет к акварельной легкости, лиричности. Это ощущение усиливает и прекрасное пение артиста, ставшего любимцем всей страны. Доверительный рассказ об отце его дочери, преподавателей музыкальной школы, созданной певцом в его родном селе Марьяновка, расширяет наши знания о нем как о человеке и подвижнике музыкального искусства.
Подвижничество, меценатство — один из мощнейших факторов развития культуры. Этой теме посвящен фильм «Улица без конца»: обстоятельный глубокий рассказ о нескольких поколениях семьи Терещенко-Ханенко — предпринимателей, финансовых гениев, строивших на собственные деньги храмы и больницы, заводы и фабрики, школы и музеи, собирающих произведения искусства, чтобы оставить их людям. Недаром на фамильном терещенковском гербе был девиз: «стремление к общественным пользам». Хорошо бы, чтобы этот фильм посмотрели наши так называемые «олигархи» и поняли, что не собственное обогащение, а вклад в экономику и культуру своей страны прославит их имена в истории.
Известный режиссер Олег Фиалко снял фильм об Игоре Савченко, фильмы которого «Богдан Хмельницкий», «Тарас Шевченко» вошли в золотой фонд отечественного киноискусства. Автор предпринял попытку построить повествование не только на документальных материалах, но и приемах игрового кино. Ход вполне уместный и применяемый в документалистике, но он требует чувства меры, вкуса и художественного такта. К сожалению, автору не удалось достигнуть гармонии документальных и игровых компонентов. Это касается и ведущей, которая изображает некую особу, размышляющую о творчестве Савченко, но не справившейся со своей ролью, и явно срежиссированной, псевдодокументальной сцены, в которой студенты — будущие кинематографисты — на современном молодежном сленге рассуждают о фильмах В результате кинорассказ получается не совсем внятным и цельным, хотя в нем есть интересные интервью учеников Савченко — М. Хуциева, В. Наумова.
Фильмы-портреты, представленные студией в рамках проекта «Избранные временем», — это не просто индивидуальные характеры, биографии, судьбы. Через них проступают черты эпохи, в которой жили герои. Как и в фильмах о людях, живущих сегодня, рядом с нами. Герой картины Т. Золоева о Ефиме Звягильском, состоящей из трех частей — «Звягильский и его команда», «Свет и тени», «Хлеб и соль» — крупная личность, шахтерский характер, руководитель, который возможности, открывшиеся для свободного предпринимательства, понимает не только как личное достояние, а как условие для творчества на пользу людям.
Запомнился и симпатичный фильм из цикла о городах Украины «Киев: любовь моя» Н. Мащенко. Свою любовь к родному городу выражают без слов. Фильм выстроен на основе сквозного музыкального рефрена — красивых и романтических вальсов. Киевская земля и небо, дома и площади, храмы и арки появляются на экране и кружатся в вихре увлекающей все и всех божественной музыки...
Работа студии «Контакт» на ограничивается тремя названными проектами. Создаются также фильмы по заказу министерств, ведомств и предприятий Украины. В коллективе существует правило — делать эти фильмы на таком же высоком профессиональном уровне, как и все остальные. О том, что это правило претворяется в жизнь, свидетельствует, например, фильм В. Шкурина «Зона таможенного контроля».
Когда знакомишься с продукцией киностудии «Контакт», то понимаешь, что слухи о полной и безоговорочной гибели украинского документального кино сильно преувеличены. Шутка ли сказать, на счету маленького «Контакта», в котором постоянных сотрудников всего семь человек, более двухсот фильмов. Удалось это большое дело потому, что к созданию фильмов привлечены известные опытные мастера-профессионалы: режиссеры, сценаристы, операторы, композиторы. Многие из фильмов «Контакта» получили общественное признание, положительные отзывы в прессе, награды и премии, как, к примеру: самая высокая кинематографическая награда — «Ника» в 1995—1996 гг., главный приз фестиваля телевизионных фильмов «Золотая эра» в номинации «Телевизионный фильм», премию журналистов ФИПРЕССИ, Гран-при II Международного фестиваля туристических фильмов за фильм «Коломыи» и другие.
Но вот проблема — где можно фильмы студии увидеть? В кинотеатрах документальное кино не показывают, не до того им. Выход один — телевидение. Но там не очень-то заинтересованы в документальных картинах. Хотя и получают их бесплатно, а используют, как правило, по остаточному принципу — где время в сетке вещания остается, туда и ставят. Вот и выходит — имеем, что показать людям, да не умеем этим достоянием распорядиться по-хозяйски, с пользой, особенно для молодого поколения.
Сейчас студия вынашивает новые планы и проекты. Будут продолжаться постоянные телепрограммы по заказу телеканала «1+1» о великих представителях культуры Украины, о духовной культуре еврейского народа «Агода».
Девиз студии заложен в ее названии — «Контакт». Разве можно жить во времени и не быть в контакте с ним? Студия открыта его ветрам, потребностям, переменам.
Выпуск газеты №:
№72, (2002)Section
Тайм-аут