Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В начале мрачных дел

На экраны вышел первый российский фильм о вампирах
08 июля, 00:00

Что это? Что? Количество денег переходит в качество развлечений? Или же в суровом северном краю восторжествовала, наконец-то, новая идеология, — что искусство не обязательно должно поучать зрителя тем или иным образом?

Так или иначе, это состоялось. На экраны вышел первый российский фильм о вампирах. Конечно, их снимали раньше, эти фильмы. Но то были лишь малобюджетные, наивные и не слишком интересные подтверждения незыблемого правила, согласно которому подобное кино, все эти хорорры-триллеры, оборотни, вурдалаки и прочие фредди крюгеры — роскошь именно богатого, сытого кинематографа, откормленного адреналиновыми дозами многомиллионных инвестиций, построенного на системе звезд, нарисованного на мощных компьютерах.

«Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова по одноименному роману Сергея Лукьяненко — прорыв именно на рискованную территорию спецэффектов и высокого бюджета. Вторжение туда, где безраздельно и абсолютно правит Голливуд. И уже потому названная картина заслуживает внимания.

Сергей Лукьяненко — из тех постсоветских фантастов, которые бросились воссоздавать систему развлекательных жанров в русскоязычной литературе. Наиболее известное его произведение — роман «Лабиринт отражений» и серия его продолжений, посвященных виртуальной реальности. «Ночной дозор» — это уже работа на поле доморощенного мистицизма. Нечисть всех видов с ее битвами вписана в до боли привычную обстановку современной Москвы, в ежедневную рутину, наполненную телевизором, пельменями, пивом и прочими узнаваемыми приметами.

Бекмамбетов, в свою очередь — стопроцентный дебютант. Путь к кинорежиссуре у него, по нынешним временам, типичный: театральный художник в Ташкенте, потом автор рекламных роликов в Москве, учредитель собственной киностудии. «Ночной дозор» — его первая полнометражная работа.

Что до собственно фильма, то очевидно стремление сделать его в полном соответствии с западными лекалами. Почти в каждом кадре — известнейшие российские актеры, наиболее популярный, естественно, — Константин Хабенский в роли оперативного работника службы Ночного дозора (официально она называется скучно-коммунальным словом «Горсвет») Антона Городецкого. На долю Антона — Хабенского выпадают разнообразные испытания. Он убивает залетного вампира (в его роли — вокалист «Муммий Тролля» Илья Лагутенко), борется с грандиозной «воронкой проклятия» (больше похоже на смерч из голодных ворон), противостоит главному упырю Завулону и заодно страдает из-за грехов молодости.

Все фильмы, основанные на подобных перипетиях, должны быть и соответственно выстроены — как цепочка аттракционов, где каждый новый трюк, спецэффект, взрыв потрясает зрителя сильнее предыдущего. По всему видно, что авторы фильма очень старались сделать все как надо. И грузовик у них кувыркается через голову сногсшибательно, и грим вполне качественный, и каскадерская школа на «Мосфильме» талантами не оскудела. И некоторые штучки на компьютере нарисованы очень даже прилично. Снято, само собой, профессионально, в стилистике этакого мрачноватого гламура. Но все в целом пока что не заставляет зрителя вжиматься в кресло от ужаса или восторга, выглядит, скорее, эскизом, проектом к некоему грандиозному, но так и не осуществившемуся блокбастеру.

«Ночной дозор» мог бы смотреться вполне самодостаточным, если бы был прослоен тем, что всегда присутствует в хороших ужастиках — самоиронией, легким подшучиванием над свирепостью героев и серьезностью ситуаций. Ведь именно такая полуспрятанная ухмылка, с одной стороны позволяет четче оттенить пугающие фрагменты, с другой — сделать более убедительными актерские работы (насколько это возможно). В «Ночном дозоре» такого, с позволения сказать, «стёба» остро недостает. Отсюда и ощущение досадной незавершенности, а часто — и неубедительности всего происходящего на экране...

Впрочем, здесь ни к чему прибегать к сентенциям наподобие «первый блин комом». Уже в полном разгаре съемки «Ночного дозора-2». Путь открыт. Зная же извечное стремление наших соседей догнать и перегнать Америку, можно не сомневаться — вскорости там на экранах начнется настоящий бум всяческой чертовщины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать