В поисках утерянного рая
Корреспонденты «Дня» первыми побывали на репетиции «Легенды о Фаусте». Премьера — завтра![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20081021/4190-1-2.jpg)
23 октября состоится дебют импровизированного ансамбля «уличных» музыкантов в Театре им. И. Франко. В его состав вошли: Богдан и Остап Ступки (туба и скрипка), Владимир Николаенко (флейта), Богдан Бенюк (мандолина) и 11-летний Михаил Оводов (барабан). Дирижер действа режиссер Андрей Приходько, который проводит репетиции спектакля «Легенда о Фаусте». Пока на сцене монтируют «древо жизни» — могучий дуб, молодые актеры разминают мышцы в пластике, мастера разучивают свои сольные партии (репетитором выступает Владимир Гданский), а потом пробуют играть вместе. Послушать этот концерт сбегаются все франковцы, кто в это время находится в театре, а чтобы лучше было слышать, Приходько переквалифицировывается в звукорежиссера, перебегая с микрофоном от одного к другому «виртуозу». Сначала получается довольно смешно, хохочут и сами исполнители, и слушатели, но квинтет так старается, что через 5—10 минут в какофонии звуков уже можно услышать мелодию. У музыкантов отрывается второе дыхание, азарт, даже кураж. Они играют, сидя в креслах, а потом, подбадриваемые коллегами, усложняют задачу — выдают «трели», идя через весь зал на сцену. Это историческое событие фиксируют молодые франковцы, снимая факт на мобильные телефоны, раздаются овации, и актер Владимир Абазопуло предлагает записать саундтрек к спектаклю. Вытирая пот со лба, Богдан Бенюк, смеясь, говорит: «Ну все, теперь мы не пропадем, если за границу поедем: сможем деньги зарабатывать, как уличные музыканты!»
По словам Андрея Приходько, обратиться к сюжету о Фаусте он надумал, когда пять лет назад в театре проводили ремонт зала и сцены. «Посмотрел я леса и подумал, что они могут стать декорацией к какому-то спектаклю. Почитал Гете, но что-то мне его драма на душу не легла. А время идет... Руководство театра меня спрашивает, когда же начну репетиции? А я все еще не вижу, как ставить «Фауста». Стал перечитывать сборник «Легенд о Фаусте», в котором собраны произведения различных авторов и различных эпох.
Заинтересовался пьесой Кристофера Марло (именно этот автор написал первое драматическое произведение на этот сюжет), и там увидел одну «зацепку», когда Фауст спрашивает у Мефистофеля — разве у вас есть человеческие переживания, а тот ему отвечает: «Конечно! Я же видел Бога... У меня есть о чем грустить, зная, что я потерял»... Потерянный рай — от этого я оттолкнулся в поисках режиссерских ходов прочтения не только пьесы Марло, но и произведений Иоганна Шписа и Гейсельбрехта, народного немецкого эпоса средневековья. Этот спектакль будет не об известном нам еще со школьных лет докторе Фаусте, который продал свою душу черту, а о том, что может произойти с каждым из людей. Потому что у каждого есть свой потерянный рай, свои ошибки, которые уже никогда нельзя исправить. С рождения человека ласкают, он живет в согласии, а вырастая ему хочется чего-то неизвестного, соблазнительного... Все что-то свое ищут. Кто-то находит, а кто-то и теряет: в отношениях, в профессии, в любви... По жанру это будет притча, а поэтому наш спектакль называется «Легенда о Фаусте».
Сценографию постановки создала Мария Погребняк, с которой Приходько уже четвертую театральную работу вместе делает. В «Легенде о Фаусте» зрители увидят франковцев разных поколений. Главные роли исполняют: Остап Ступка, Богдан Бенюк, Владимир Николаенко и Богдан Ступка, а в образах духов и студийцев зрители увидят франковскую молодежь.
— Я играю роль Мефистофеля, — рассказывает «Дню» Богдан Ступка. — Режиссер Андрей Приходько объединил в спектакле несколько драматических сюжетов. Когда-то Мефистофель был вместе с Богом, сидел возле него, но продав душу Люциферу, восстал против неба, и навечно ему уже быть в аду. Мефистофель — драматический и даже трагический образ. Если Фауст хочет подписать соглашение с дьяволом, то мой герой очень переживает, и говорит: «Посмотри, что со мной произошло. И так будет везде и всегда, где я нахожусь»! Именно об этом речь идет в нашем спектакле. Приходько ставит народно-площадное действо. Думаю, что оно заинтересует зрителей. Фауста играет Остап (по замыслу режиссера Фауст — это «подобие» Мефистофеля). Надо сказать, что уроки музыки для Остапа не новость. В детстве мой отец (Сильвестр Ступка — певец Львовского оперного театра. — Т. П.) отвел Остапа в музыкальную школу учиться на виолончели. Когда я спросил, почему он выбрал для внука этот инструмент, то услышал: «Ростропович живет за границей, и нужно сделать ему достойную замену»... Кстати, первая роль Остапа — именно виолончелиста в спектакле Алексея Кужельного, который ставил в то время в школьном театре. Теперь музыкальные знания сыну опять понадобились. А вот для меня урок игры на тубе — серьезный экзамен. Хотя я и вырос за кулисами Львовской оперы, но раньше никогда не брал в руки этот инструмент. Впрочем, артист должен быть всегда готов к неожиданностям. В кино мне пришлось играть роль дирижера и композитора, в частности Леонтовича, в фильме «Дударики» Станислава Клименко (очень талантливый был режиссер, жаль, что рано умер — в 54 года)... После игры на тубе у меня губы болят... даже переживаю, как текст буду говорить, играя завтра в спектакле «Лев и Львица». Знаете, мне больше нравится танцевать. Поэтому я согласился выступить в составе жюри программы «Танцую для тебя» по телеканалу «1+1». У нас там хорошая судейская компания собралась: великолепный танцовщик Вадим Писарев (которого уже несколько программ замещает легендарный танцовщик Григорий Чапкис), мой земляк-львовянин, прекрасный режиссер Роман Виктюк и прекрасная женщина, судья международной категории по танцам Вероника Григорович. А так как у меня жена бывшая балерина (Лариса Ступка работала в Львовском и Киевском театрах оперы и балета. — Т. П.), то у меня большой сентимент к танцам и балету. В прошлом телепроекте «Танцы со звездами» сын Остап был его участником. Можно сказать, что у нас танцевальная семья. Кстати, в молодости я очень любил танцевать. Поэтому с радостью согласился на предложение телевизионщиков. Там соревнуются интересные пары, рассказывают о непростых судьбах людей, ради осуществления мечты которых на паркет вышли участники программы, и это очень благородная цель...
— Мне играть на скрипке не сложно. Главное, нам вместе в ансамбле сыграться. Наш квинтет начнет действо, а потом уже будем играть как драматические актеры. Наш спектакль не о грустном, — рассказывает Остап Ступка. Это история о каждом из нас, о том, что сидит в твоей душе. Я считаю, что Фауст сидит в каждом из нас... Мы играем историю не Гете, а Марло. В «Легенде...» сочетается немецкая средневековая драматургия с «шванками» и ставится она, как сказка для взрослых — заканчивается по-философски: нужно во всем знать меру, и вовремя останавливаться...
Выпуск газеты №:
№190, (2008)Section
Тайм-аут