«Вариации на темы» в скульптуре и графике
В Детской Академии искусствна Оболони открылась новая выставка
Кстати, о лютнях. Светлана Карунская на нынешней выставке наконец-то перезнакомила своих трех лютнисток, равно как и двух «Танцующих Пьеро». Вообще же для «Вариаций на темы» скульптор выбрала в основном свои «музыкально-театральные» работы: «Флейтиста», «Маленькую скрипачку». Даже грустный «Летучий голландец», как-никак, может напомнить о Вагнере, а «Птицелов» — о «Волшебной флейте» Моцарта (хотя сама Светлана Карунская утверждает, что все было совсем наоборот, что Вагнер тут совершенно ни при чем, а Моцарт — большой секрет). Что же касается «Девочки с птицей», то она как-то совершенно естественно встретилась с искателями «Синей птицы» из графического цикла Елены Яновской... Светлана Карунская — скульптор-романтик. Ее работы — странное соединение веры и сомнения. Как романтик Светлана Карунская верит в мечту; как скульптор (имеющий дело с осязаемым материалом и реальной жизнью) сомневается в ее не то чтобы целесообразности или непогрешимости — необходимости. Поэтому даже ее прекраснейшая лютнистка, склонившая голову в рогатой эннене, таит в себе обидное, но пронзительное зернышко горечи.
Графика Елены Яновской — это звено в цепи разнообразных творческих экспериментов. Достаточно сказать, что художница на своем веку бралась за театр и театральные афиши, а ныне предалась полиграфическому дизайну. При этом графика Елены Яновской сама по себе такая же цепь экспериментов. Даже «Вариации на темы» — это и причудливая, исполненная добродушной иронии вязь «Дачных воспоминаний», где томные барышни в шляпках и полосатых чулочках (и даже, кажется, в корсетах) предаются отдыху на лоне природы, и разноцветный вихрь «Синей птицы», где символические скитания героев Метерлинка обрели стремительность и неуловимость сказочного сна и при этом — абсолютную раскованность детского рисунка. Впрочем, Елена Яновская недаром работает циклами. Возможно, название выставки относится к ее графике даже в большей степени, чем к скульптуре Светланы Карунской. Во всяком случае, как раз она, выбрав две не то чтобы разные — полярные темы, свободно и естественно извлекает из них ряд вариаций.