«Ведь бокс — не драка. Это спорт отважных и т.д. ...»
...Шло обычное занятие. Два юных дарования с увлечением тузили один другого. Тут раздался голос тренера: «Что же ты, Саша, бьеш по-настоящему новичка. Вспомни, когда ты только пришел к нам, тебя же не били...» Что было удивительно — это серьезные глаза ребят, в которых не было ни капли агрессии.
— Живу рядом, вот и пришел сюда, — говорит 10-летний Дима Наталушко, ученик 127-й киевской школы. Пришел, чтобы уметь защищаться, а то часто стали меня обижать в последнее время.
— А мы станем чемпионами, — уверенно заявляют братья — 10-летний Владик и 12-летний Женя Шевченко. — Занимаемся уже полгода, и за это время многому научились.
А потом у корреспондентов «Дня» состоялся разговор с президентом боксерского клуба «Казак» Сергеем СТАЩЕНКО.
— Сергей Афанасьевич, то, что делается у вас, просто прекрасно, но вот возникает вопрос, не поздно ли мы спохватились? Сначала закрыли ДЮСШ и распустили ребят по улицам, а теперь обратно начали их собирать.
— Я понимаю, что вы имеете в виду. Действительно, система подготовки юных дарований, отлаженная десятилетиями, была разрушена одновременно с распадом Союза. Возникли новые и далеко не самые лучшие веяния. Героями мальчишек и девчонок стали этакие супермены, а наркомания и проституция нынче — обыденное явление. Но если так рассуждать, то не стоило и затевать новое дело. Шесть лет назад мы решили открыть клуб «Казак». Создавался он не на пустом месте. На базе радиозавода испокон веков была секция бокса. Но радиозавод и сам приказал долго жить, что уж говорить о секции.
— И тут пришли добрые дяди, вынули из кармана собственные деньги и решили — будем спасать ребятишек.
— Ну зачем же так прямо. Если подумать и с толком поставить дело, то особых затрат и не нужно. Есть помещение, да и оборудование. Чуть-чуть любви, чуть-чуть внимания и желания — и пацаны сами придут. А если откровенно, собрали мы бывших товарищей, которые не забыли, как сами выходили на ринг. Поговорили. И решили, что каждый поможет, чем может. Вот и собрали бизнесмены — Владимир Пузий, Юрий Тихман, Александр Шибрик и другие — нужную сумму. А объединил всех нас Александр Петишенко, директор клуба.
— Часто бывает так, выпили, закусили, загорелись, а потом энтузиазм куда-то пропал. Похоже, у вас сложилось иначе.
— Как видите. У нас работает 10 групп, которые посещают порядка 150 ребят. Они разбиты на четыре подразделения: начальные, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования и высшего мастерства. С ребятами работают три тренера. Душой «Казака» является Александр Петишенко. Собственно говоря, он был еще и нашим тренером и на всю жизнь заставил нас полюбить бокс. Кстати, Александр Владимирович давно был связан с профсоюзным спортом. И сегодня профсоюзы по мере возможностей тоже нам помогают.
— По мере возможностей. То есть вы хотите сказать, что вы независимы и существуете автономно.
— Да, главное, чтобы нам не мешали. Не указывали, как было раньше, принеси то, отнеси туда. И сегодня хватает тех, кто буквально на ровном месте вставляет палки в колеса. О налогах и системе налогообложения и говорить не будем — сказано и без нас. Но придумали еще и сборы — тоже этакий завуалированный вид мздоимства. Так вот, чтобы сдать эти сборы, нужно купить специальную «гербовую марку». Но и ее не купишь без справки с печатью. Фантасмагория какая-то.
— Интересно, какое отношение имеет название «Казак» к боксу? Гопак, понятно, был такой вид единоборства у наших предков. Но вот, чтобы на Сечи выясняли отношения в перчатках?..
— А вы предлагаете клуб «Батыром» назвать? Мы старались, чтобы было понятно и по-украински. И так на Крещатике полно шопов с иностранными названиями. Да и ребятам это нравится.
— Наверное, на соревнованиях уже знают ваших «казачков».
— Еще как. Даже в Европе. Олег Стукало стал финалистом юниорского чемпионата континента еще в 1995 году, Володя Ходаковский, Максим Головизин и Василий Табаров — призеры юношеских чемпионатов мира.
— Чувствуем, что упоминания о победах и успехах прибавляют вам настроение. Ответьте нам, пожалуйста, на такой вопрос: все же, что для вас важнее — воспитательный характер клубных занятий или спортивный результат?
— Основная наша идея: забрать ребят с улицы, отвлечь от дурных привычек. У нас занимаются дети из Дарницкого, Днепровского, Харьковского районов. Так сказать, из рабочих окраин, где, как известно по статистике, не только у нас, но и во всем мире — криминогенная среда. Тут и люди победнее и нравы попроще. Однако не скрою, что из этих семей преимущественно и вырастают будущие чемпионы. Главное не упустить тот момент, когда честный спортивный бой на ринге может превратиться в средство для проявления нездоровых амбиций.
— Сейчас вошло в моду оказывать платные услуги. Надеемся, что у вас посещение секций бесплатное.
— Разумеется. Есть много детей, у которых нет возможностей пойти заниматься, куда им хочется. Из неблагополучных семей, из малообеспеченных. А вот «Казак» дает такую возможность проявить себя.
И еще одна немаловажная деталь. Ребятишкам всегда нужен лидер, человек, к которому бы они тянулись и могли доверять самое сокровенное. Таков — наш директор Александр Петишенко. Во многом благодаря его влиянию мы, бывшие ученики, занятые сейчас совсем другими делами, не забываем про бокс. И хотя многие из нас наград и медалей не завоевали, тяга к спорту осталась на всю жизнь.
— Кстати, как мы случайно узнали, у вас особое отношение именно к медалям. Почему?
— В свое время я выиграл что-то около десяти чемпионатов города, Украины, ЦС «Зенит», первенства СССР среди школьников, и каждый раз в награду получал только грамоты. А как хотелось подержать в руках обыкновенную медаль — пусть неказистую, но ощутимую. Чтобы загорелись у мальчишки глаза, чтобы ее можно было повесить на грудь и похвастаться перед друзьями. А что бумажка — помнется, порвется, затеряется. Поэтому сейчас мы будем вручать победителям только медали, причем специальные, боксерские, а не просто на все случаи жизни. По-моему, это очень стимулирует.
— Значит, еще не забыли как пришли в бокс?
— Еще бы. Как сейчас помню, мне было 12 лет, весил 32 килограмма. А первый бой стал первым испытанием характера. Меня явно засудили — обидно было до слез. Но именно это и подстегнуло меня, и я решил доказать всем, что кое-чего стою.
— Вы, наверное, хотели бы, чтобы и ваши дети пошли по вашим стопам?
— У меня растут три дочки. И хотя сейчас во многих странах (в том числе и в Украине) культивируется женский бокс, мы категорически против этого. Ну что это за девушка, с расквашенным носом и подбитым глазом? Вы, наверное, обратили внимание, что в нашем клубе нет секции для девочек. А что касается дочек, главное — не то, чтобы они стали чемпионками, а чтобы были добрыми и порядочными.
Когда мы выходили из клуба, навстречу нам шли мальчики с рюкзачками. С хорошими, открытыми лицами. Их ждал ярко расцвеченный квадрат ринга...
Выпуск газеты №:
№40, (1999)Section
Тайм-аут