Владимир Гришко стал американским генералом
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20011211/4227-6-1_0.jpg)
— Я появляюсь на сцене на фоне огромного зарева (декорации Херберта Капльмюллера), — вспоминает премьеру артист. — В нашей опере был интернациональный состав исполнителей. Моей партнершей, исполнявшей роль Аиды, была Маркита Листер (ныне одна из лучших сопрано Америки), Амонасро, царя Египта, пел Петер Винберг, Амнерис — Елена Батюкова. Необычным было решение второго моего выхода: сцена похода и военной базы. Там я, подражая Майклу Джордану, забрасывал мяч в корзину, а на заднем плане мои солдаты занимались физическими упражнениями: отжимались, подтягивались. Неожиданным для зрителей был выход жреца, крутящего в руках мяч и поющего, что, по подсказке богов, полководцем армии назначат моего героя. Эффектной получилась сцена победы войска Радамеса. Здесь я, словно автогонщик Михаэль Шумахер, держал в руках огромную десятилитровую бутылку шампанского, которую зарядили газовыми таблетками. Но, видимо, я сильно ее взболтал, и она едва не разорвалась у меня в руках, облив, словно фонтаном, чуть ли не всю сцену «Фестшпильхауза». В массовке хористки были одеты как мусульманские женщины — в паранджу, а дети — в шапочках, на которых была нарисована мишень, некоторых зрителей этот штрих даже шокировал.
Гришко считает эту постановку «Аиды» этапной в своем творчестве. Ведь партия Радамеса является сложной как в исполнительском, так и в сценическом плане. После напряженных четырех актов нужны силы и мастерство, чтобы исполнить финальный дуэт на четыре пиано (!). Судя по отзывам зарубежной прессы, премьера прошла с большим успехом и вызвала огромный интерес публики. А критики назвали нынешнюю трактовку парадоксальным совпадением во времени.
Как признался Владимир, о роли Радамеса он мечтал много лет. Слушал записи дель Монако, Корелли, Джилли, но лучшим из лучших считает трактовку Лучано Паваротти.
Летом артист практически не отдыхал. В июле пел «Травиату» в Баден-Бадене, в августе — принимал участие в фестивале им. Валерия Гергиева в Финляндии (исполнил партию Рикардо в «Бале-маскараде») и пел на торжествах, приуроченных 10-й годовщине Независимости Украины. Осенью выступал в США и Австрии. Сейчас на короткое время приехал на родину, в Киев — повидаться с родственниками и друзьями. Появление Владимира Гришко в стенах родного оперного театра во время недавних гастролей балета Мариинского театра, братание с российскими артистами за кулисами вновь вызвало волну внимания к украинскому тенору. После присуждения в этом году Гришко Шевченковской премии, в Национальной опере Украины его считают человеком, перешедшим дорогу своим коллегам. Были даже гневные письма группы артистов в оргкомитет. Возможно, поэтому на киевской сцене он так редко выступает. Время еще не остудило страсти.
— Письма моих коллег меня шокировали, — признался певец, — но зла на них не держу. Не скрою, меня огорчила эта ситуация. Просто люди слабы, они смалодушничали. Все 50 тысяч гривен премии я раздал на благотворительные цели: на Владимирский собор (где пою по выходным дням, когда нахожусь в Киеве), на реставрацию алтаря собора Пантейлемона в селе Пирогово, на нужды церкви с. Велыки Дмитровычи; четвертую часть премии передал для закупки инвалидных колясок и медикаментов для детей нейрохирургической больницы, а также нуждающимся семьям. Мой шаг — это не поза, а душевный порыв — чтобы деньги, вызвавшие зависть, принесли пользу. Поверьте, я не миллионер, зарабатываю тяжелым трудом. Более того, мне приходится содержать не только собственную семью — жену и двоих детей — но и многочисленных родственников, как своих, так и супруги. Но я считаю, что поступил правильно. Не буду кривить душой и говорить, что все у нас в Национальной опере прекрасно, и мы с коллегами бросаемся друг другу в объятия при встрече. Этого нет. Но на родной сцене — а киевские подмостки я таковыми считаю — я все равно буду выступать. 2 декабря пел в «Травиате» Альфреда, а 12 декабря исполню партию Ленского в «Евгении Онегине». Есть предложения снять клипы, провести сольные концерты, даже попробовать свои силы на телевидении в качестве ведущего программы, посвященные классической музыке. Зовут на гастроли в Мариинский театр и Венскую оперу. Так что нужны только силы, чтобы их реализовать.
Выпуск газеты №:
№227, (2001)Section
Тайм-аут