Перейти к основному содержанию

Возвращение без адреса

Выставка «Іду і повертаюсь. Вибрані твори з колекції АО «Градобанк»» стали очередным напоминанием об отсутствии в Украине Музея современного искусства
06 декабря, 10:37

Приключения коллекции «Градобанка» — это, в определенном смысле, отображение новейшей истории Украины. Сначала — легкие бешеные деньги, воздушные замки меценатства и коллекционирования, возведенные на шатких фундаментах полубандитской экономики, параллельный лихорадочный расцвет отечественного постмодернизма, внезапно востребованного в кабинетах и жилищах нуворишей, потом — оглушительный коллапс, переход коллекции в качестве оплаты долга  к временному владельцу (Нацбанк), который, несмотря на то, что является государственной структурой, ведет  себя, как настоящий рейдер, и, наконец, три точки судебных процессов, которые тянутся и до сих пор.

Эффектная прелюдия в первом зале — стена графики классиков европейского искусства: Дега, Пикассо, Ренуара, Шагала, Тулуз-Лотрека, Пауля Клее, Хуана Миро. Не оригиналы, а заверенные правообладателями копии, которые, впрочем, не менее прекрасны. Особенно запоминаются неожиданно трогательный «Наполеон» Лотрека и «Человек» кубиста Жоржа Брака, который, оказывается, всецело обладал текучей линией, такой же капризной, как и у проказника Миро. Но содержательная доминанта, конечно, — украинское искусство 1980—1990-х.

Отбор картин, невзирая на их относительно малое количество (выставили лишь 10% коллекции, что заняло, впрочем, три зала), так же составляет замечательную параллель к общественным коллизиям эпохи ранней Независимости. Большинство полотен — это, повторюсь, наш доморощенный и уже бесчисленное количество раз показанный и в том же НХМУ, и в других залах по всему Киеву украинский постмодерн, время которого давно прошло. Ирония испарилась вместе с ее контекстом, когда-то шокирующие образы кажутся намного банальнее  Ворголовой жестянки «Кока-Колы», а тогдашняя трескучая борьба против предшественников, современников и друг друга в настоящее время вызывает разве что ассоциацию с бурей в стакане фуршетной минералки.

Действительно достойных работ тоже хватает. Годы не сделали ни на йоту худшими картины Александра Сухолита, Николая Кривенко, Льва Маркосяна, Петра Бевзы, Анатолия Криволапа. Важнейший вопрос — что будет с коллекцией дальше? Не в смысле нынешней судебной волокиты, которая, будем надеяться, завершится в интересах НХМУ, а в более серьезной перспективе. Ведь, несмотря на то, что разговоры о создании реального, вместительного, хорошо оборудованного, активно работающего и с авторами, и со зрителями Музея современного искусства длятся последние четверть века, — воз и ныне там. То ли недостает денег, то ли политической воли, то ли общественной сплоченности, или всего вместе — можно раздумывать долго, но с таким же результатом. Искусство, которое будет составлять нашу культурную память в будущем, пропадает в запасниках, расходится по частным коллекциям, убегает за границу. И нового Майдана по этому поводу никто не собирает. Хотя иногда кажется, что только бы это и помогло.

Выставка продлится до 15 января 2017 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать