Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Возвращение Покрова

Сегодня российский коллекционер Игорь Возяков передаст Украине иконописный шедевр, похищенный неизвестными из Львова еще в прошлом веке. К вопросу о том, какую Россию мы любим...
11 июля, 19:58

Последний в этом телесезоне выпуск программы «Шустер Live» отметился не только экстремальным бенефисом Инны Богословской, заставившим оппозицию покинуть студию. Обещанная в начале программы Савиком Шустером сенсация действительно оказалась сенсацией, при чем в хорошем смысле этого слова. Речь шла о возвращении в Украину похищенной еще в 1984 году иконы «Покрова Богородицы» (1560-е гг., Галицкая школа, мастер Дмитрий; дерево, левкас, темпера, позолота). Ее история — действительно детективная.

В январе 1984 года из фондохранилища Львовского музея украинского искусства (в настоящее время — Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого) были похищены 22 иконы ХV—ХVIII ст. Они были вывезены за границу, часть из них была продана. Тогда удалось вернуть девять икон, сообщает портал uaculture.info. Последующая длительная работа Министерства культуры Украины и Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины по розыску похищенных раритетов увенчалась возвращением еще одной иконы — «Въезд Христа в Иерусалим» (ХVІ ст.), которая была найдена и возвращена в Украину Правительством ФРГ в 2003 году.

«Покрова Богородицы» — это очередное возвращение. И это уже чудо в христианском понимании. Впрочем, самое примечательное в истории этой иконы другое. Во Львовский национальный музей имени Шептицкого ее возвращает российский коллекционер, меценат, основатель музея «Дом иконы» в Москве, бывший топ-менеджер компании «Транснефть» Игорь Возяков.

По состоянию на 30 июня 2011 года, согласно экспертному выводу Федеральной службы надзора за выполнением законодательства в сфере охраны культурного наследия Министерства культуры РФ, стоимость иконы «Покрова Богородицы» составляет более трети миллиона евро.

Это к вопросу о том, какую Россию мы любим и на каких поступках и принципах необходимо строить диалог между украинским и российским обществами.

Торжественная церемония передачи когда-то похищенной иконы «Покрова Богородицы» в родной ей Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого состоится сегодня в помещении Национального музея истории Украины.

«День» связался с Игорем Возяковым, а также председателем Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через Государственную границу Украины Юрием Савчуком.

«ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМ И ПРАВИЛЬНЫМ РЕШЕНИЕМ БЫЛО ВЫКУПИТЬ ИКОНУ И ВЕРНУТЬ ЕЕ...»

— Игорь Владимирович, напомните, пожалуйста, о том, как икона попала в ваши руки, как вы узнали о том, что она являет собой на самом деле, и как приняли решение о возвращении ее в собственность Национального музея во Львове?

— Около года назад в одной из европейских стран мне предложили купить древнюю икону. «Покров Богородицы», ХVІ век. Вещь серьезная. Цена — тоже. В таких случаях я всегда обращаюсь к лучшим специалистам, знатокам иконографии и истории православного искусства, чтобы они сказали свое мнение — стоит приобретать икону или нет. Эксперты прилетели в Швейцарию, посмотрели ее. Сразу сказали — икона уникальная, иконография — потрясающая. Сохранность — великолепная. Но одному из искусствоведов показалось, что подобную икону она видела где-то в Украине, но очень-очень давно. Она хотела уточнить ее происхождение. А дальше — как в детективе. Мы обратились к украинским специалистам. Они сказали, что, судя по описанию, икона похожа на Покров Богородицы, иконописца Димитрия, которую украли из Львовского национального музея в 80-х годах. Но точного подтверждения этому факту не было. Размеры не совпадали. Была только черно-белая фотография, да и та расплывчатая. Расспрашивать что-то у владельцев иконы было рискованно — я боялся, что, узнав о моем расследовании, они вообще откажутся продавать шедевр. К тому времени я уже решил: если выяснится, что это именно та, украденная икона, постараюсь вернуть ее обратно во Львовский музей. Как только было получено последнее подтверждение подлинности Покрова, украденного из Львовского музея, я выкупил икону. По условиям сделки я не имею права разглашать имя предыдущего владельца, более того, не имею права даже назвать страну, в которой икона находилась последние десятилетия.

— Вопрос к вам как к опытному коллекционеру. Очевидно, после катаклизмов ХХ века по европейским (и не только) коллекциям путешествует немало объектов культурной ценности, которые в свое время были незаконно вывезены, в частности и с пространства Восточной Европы. Какова, по вашему мнению, вероятность того, что со временем их удастся вернуть? Многие ли коллекционеры, узнавая о «нелегальной» судьбе произведений искусства, возвращают их на историческую родину? Или все же большинство из них предпочитает не наносить ущерб своим коллекциям?

— Хочу напомнить, что не всегда вывоз икон считался незаконным. Ну, давайте вспомним: в 20-х годах прошлого века было время «Безбожников» (так называлась одна из антирелигиозных организаций. — Ред.), когда на территории Советского Союза работал даже Антирелигиозный комитет, который боролся против религии, — храмы разрушали, иконы сжигали. Тогда люди просто спасали шедевры иконописи тем, что вывозили их за границу. Ведь в то же самое время появился термин «чемоданный распил» — когда икону распиливали по размеру чемодана, укладывали в него и переправляли за границу. Можно ли это назвать незаконным вывозом? Нет, конечно. Дальше — следующая трагическая страница — время Великой Отечественной войны, когда солдаты гитлеровской армии вывозили с оккупированной территории иконы в качестве трофеев. О каком законе тогда могла идти речь? Только в 80-е годы ХХ века на советском пространстве появился закон, регулирующий перемещение икон. Появились такие международные системы, как Артлосс — отделение розыска предметов искусства в Интерполе.

Уже в ХХІ веке всего несколько человек — я, Михаил Абрамов, Евгений Ройзман — открыли свои коллекции, которые были когда-то закрытыми.

Многое зависит от специалистов, которые консультируют коллекционера, от уровня специалиста, знает ли он вещи, которые находятся в розыске. Если он говорит, что, знаете, я уверен, что эта икона была украдена тогда-то и при таких обстоятельствах, дальше все зависит от самого коллекционера. Если нет уголовного дела, заставить вернуть вещь никто не может. Каждый решает в меру своей честности, своего воспитания. Начинает ли он скрывать шедевр за семью печатями или делать шаги для того, чтобы вернуть его туда, где его украли.

Что касается Покрова, не было уголовного дела, оно было закрыто за давностью лет, икона не состояла в розыске, но само осознание того, что эта икона когда-то была украдена, не давало мне покоя. Для меня было принято единственно возможное и правильное решение в данной ситуации — выкупить ее и вернуть во Львовский национальный музей.

— Как вы относитесь к вопросу передачи нашему государству других культурных ценностей, некогда принадлежащих украинскому народу, а сейчас находящихся в России? К примеру, недавно в рамках выставки «Святая Русь» в Третьяковской галерее были выставлены, в частности, фрагменты росписи киевской Десятинной церкви. При каких условиях, по вашему мнению, эти объекты могут возвратиться в Украину?

— В данной ситуации я могу отвечать только за себя. В истории с Покровом хорошо, что икона находилась в частных руках. Поэтому можно было быстрее договориться об ее возвращении.

Что касается других предметов, то каждый случай нужно рассматривать отдельно — в чьей собственности находится шедевр, как он туда попал?

Кому он принадлежал раньше, на каких условиях был выкуплен либо передан. К сожалению, этот вопрос юридический, и на него могут ответить специалисты в этой области.

«КАЖДЫЙ ГОД МЫ ВОЗВРАЩАЕМ В УКРАИНУ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НА МИЛЛИОНЫ ГРИВЕН»

Юрий САВЧУК, глава Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины:

— В нашем законодательстве не предусмотрен целый ряд позиций, связанных с перемещением культурных ценностей, по тем или иным причинам оказавшихся за границей. В частности, трудности возникают, когда речь идет о предметах, вывезенных с украинской территории во времена существования УССР в другие союзные республики. Ведь тогда была совершенно иная процедура, действовали другие законы, республики находились в рамках единого правового поля. На этом фоне и возникают правовые коллизии. Поскольку икона «Покрова Богородицы», которая сегодня возвращается в Украину, была похищена, то, согласно международному праву, она имеет статус незаконно перемещенной. Украинское законодательство не предусматривает беспрепятственного возвращения таких предметов в страну. Но в ныне действующем законодательстве предусмотрена процедура оформления дарственной, что служит основанием для освобождения дара от НДС. Решением Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров в случае передачи культурных ценностей объектам государственной или коммунальной собственности эти ценности освобождаются от налогообложения. И Национальный музей во Львове, которому будет передана «Покрова Богородицы», был внесен в общенациональный реестр таких объектов.

— В прошлую пятницу в эфире «Шустер Live» вы говорили, что речь идет не только о нравственном поступке Игоря Возякова, но и о действиях, отвечающих нормам международного права. О каких именно конвенциях идет речь? Кроме того, прозвучало, что одна из 20-ти похищенных в 1980-е львовских икон хранится в коллекции другого московского коллекционера. Позволяют ли упомянутые вами международные конвенции обратиться к коллекционеру и поставить вопрос о возвращении иконы?

— Есть целый ряд документов. Прежде всего речь идет о парижской «Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предотвращение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» от 1970 года. В нашей деятельности она является, условно говоря, Библией, основным законом. Конвенция была ратифицирована еще в 1988 году Верховным Советом УССР. Согласно требованиям именно этой конвенции и была создана сначала Национальная комиссия, а потом и наша служба

Что касается второй иконы — «Распятия Христа с пристоящими», то о ее месте пребывания нам стало известно только год назад. Она находилась в собственности российского коллекционера Михаила Елизаветина, умершего в сентябре 2009 года. На сегодня еще не установлено, кому принадлежит его наследство. А для того чтобы вести переговоры о возвращении иконы, нужно знать, с кем, собственно, их вести... Коллекция Елизаветина стала достоянием общественности лишь недавно. В прошлом году завершилась выставка предметов из его собрания в российском Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Был издан каталог этой выставки, среди экспонатов которой оказалась икона «Распятие Христа с пристоящими». Именно так нам и стало известно о месте ее пребывания. Кстати, в Россию она попала только в 2007-м, до тех пор икона находилась в коллекции Глезера в Германии.

— Коллекционерам, в собственности которых находилась эта икона, было известно, что она краденая?

— Я не могу ответить вам за коллекционеров. Здесь могут быть разные варианты.

— В эфире вы также сказали, что возглавляемая вами служба ликвидируется. Кто в дальнейшем будет заниматься вопросами перемещения культурных ценностей?

— Согласно Положениям о Министерстве культуры Украины, утвержденным указом Президента, функции, выполняемые службой, будут возложены на это министерство.

— Как вы оцениваете такое решение?

— Поскольку я являюсь государственным служащим, то, исходя из норм действующего законодательства и служебной этики, не могу давать оценку политическим решениям, принимаемым высшим руководством государства. Я один из рядовых исполнителей этих решений. Но в то же время хочу подчеркнуть, что я имел и имею честь возглавлять службу, принесшую Украине во время ее государственного становления очень много пользы. Чтобы продемонстрировать это, можно ограничиться сухой статистикой. Один из самых старых и самых больших музеев в Украине — Национальный музей истории Украины хранит в своих фондах около 800 тысяч предметов. Его коллекции собирал и берег довольно большой коллектив сотрудников музея на протяжении более 110 лет. В то же время штатное расписание нашей службы с момента ее основания сначала как Национальной комиссии по вопросам возвращения культурных ценностей до сих пор оставалось неизменным и не превышало 14 человек вместе с уборщицей. Но в течение 20 лет это учреждение способствовало возвращению в Украину около 500 тысяч культурных ценностей. Речь идет не только об иконах и предметах искусства, но и об архивах. Еще цифры. В государственной и коммунальной собственности на сегодня находится 450 музеев. Каждому третьему из них, то есть 150 музеям наше учреждение в свое время передало те или иные ценности. Не говоря уже о библиотечных и архивных заведениях. Ежегодно мы возвращаем реальных культурных ценностей на миллионы гривен. Эти цифры говорят сами за себя и свидетельствуют о целесообразности существования такой структуры. Особенно учитывая специфику исторической судьбы Украины, столетия безгосударственной жизни, когда сотни тысяч ценностей в разные эпохи вывозились за пределы страны. К тому же у нас одна из наиболее рассредоточенных диаспор, которая не теряет связь с родиной и постоянно передает нашему государству культурные ценности, документы, архивы.

— Господин Колесниченко очень живо отреагировал на историю с возвращением иконы и с энтузиазмом заявил, что нужно принимать новую редакцию закона о ввозе-вывозе культурных ценностей. Так, может, стоит воспользоваться этим моментом?

— Мы с Вадимом Колесниченко общались и до эфира, и после. Но... В прошлом году мы разработали новую редакцию Закона «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей», поскольку предыдущий закон, принятый еще в сентябре 1999 года, морально и юридически устарел. Этот законопроект разрабатывался с учетом того, что в нашем государстве уже на протяжении 20 лет функционирует соответствующая служба. А в связи с ее ликвидацией и передачей ее функций Министерству культуры необходимо адаптировать и законопроект к новой нормативно-правовой базе. А это сделать не так легко. Особенно ввиду того, что происходит демонтаж службы, то есть увольнение людей, проверки соответствующих контролирующих органов, связанные с процессом ликвидации...

— Когда служба будет ликвидирована окончательно?

— Законодательством на ликвидацию отведено шесть месяцев. Соответствующее постановление Кабмина появилось в марте, поэтому уже в сентябре Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины прекратит свое существование.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать