Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Возвращенный раритет

Выездные сани — атрибут шика второй половины XIX века
22 января, 10:58
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ УКРАИНСКОГО НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

В каждом музее хранится вещь, ради которой стоит его посетить. В Национальном музее украинского народного декоративного искусства одним из таких экспонатов, всегда привлекающим внимание и взрослых, и детей, являются выездные сани второй половины XIX века.

И В ГОРЕ, И В РАДОСТИ

Выездными называли сани, которые предназначались для торжественных событий и выездов «в свет». Они чаще всего были  декорированы резьбой или росписью и были атрибутом зажиточной жизни и  большого шика для наших предков. Поэтому праздничные дни и семейные торжества украинцев не обходились без таких саней. На них везли приданое невесты в виде расписного или резного сундука, ездили на ярмарку, отмечали Масленицу или рождественские праздники.

По утверждению ученых, сани были известны раньше, чем воз. О них вспоминают еще в древних летописях, ведь их использовали в обряде захоронения еще во времена Киевской Руси. Такая традиция была связана с верованиями наших предков в то, что душа покойника на санях беспрепятственно переходит в другие миры.

Тот факт, что большие деревянные сани, которым более 100 лет, сохранились целыми — это настоящее чудо, которого не увидишь ни в одном киевском музее. Ведь обычно в музейные коллекции поступали только отдельные детали давних  транспортных средств, отличавшиеся своей художественной ценностью.

Старинные сани второй половины XIX века имеют свою историю, свою непростую судьбу. «Они были найдены в городе Золотоноша Полтавской губернии собирателем произведений народного искусства С. Грессом в 1913 году. А в 1914 году памятник пополнил коллекцию Киевского художественно промышленного и научного музея имени Государя Императора Николая Александровича. Как подтверждают документы, на то время в музейном собрании подобные сани не были единичны», — рассказывает научный сотрудник Национального музея украинского народного декоративного искусства Наталья Денисенко.

Во время Второй мировой войны вместе с другими художественными ценностями сани были вывезены в Германию. Как известно, вернулись украинские сокровища на родную землю только частично. Среди них были и уникальные полтавские сани.

Но долгое время они не демонстрировались широкой общественности, ведь хранились в Лаврской колокольне, на территории бывшего Музейного городка (ныне Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник). По номерам и описанию музейные работники идентифицировали эту вещь и вернули в родное музейное заведение. С начала 2013 года этот раритет украшает постоянно действующую экспозицию Национального музея украинского народного декоративного искусства.

ДРЕВНИЕ ЗНАКИ

Этот уникальный экспонат подолгу рассматривают посетители музея еще и потому, что он имеет большую художественную ценность.

«На спинке саней мы видим орнаментальную композицию с большим полукругом, напоминающим стилизованное изображение подсолнуха. Над ним — значительно меньшие круги с крестиком посередине. В древние времена их считали символами солнца.

На боковых фигурных деталях кузова скомпонованы волнообразные горизонтальные полосы, которыми когда-то обозначалась водная стихия. Так в традиционной народной резьбе остались неизменными древнейшие знаки земли, воды и тому подобное. Однако именно гармоничное сочетание этих орнаментальных мотивов передает мастерство и вкус исполнителей» — объясняет научный работник музея.

По ее словам, выездные сани имели внутреннюю обшивку, сидения и подножки или запяток, на который могли стать еще несколько человек сзади. Но, к сожалению, они были потеряны.  Сейчас можно только представить, как выглядели сани когда-то, в далекие времена. Ведь музейщикам известно, что кузов обшивали лубом (это внутренняя часть коры лиственных деревьев, чаще всего липы). Поэтому сани еще называли «залубинцы». Для полозьев использовали древесину дуба или ореха — достаточно твердую и дорогую древесину.

«Интересно, что на санях ездили не только зимой, но и летом. Они были подшиты металлическими шинами, которые позволяли сделать ход легче и быстрее. Наши сани имеют только одну шину, а почему — пока загадка»,  —  замечает пани Наталья, которая продолжает исследовать редкие изделия из дерева, изготовленные талантливыми руками украинских народных мастеров.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать