Время собирать... капустник
В Киеве возрождается старинная театральная традицияНи для кого не секрет, что «время собирать» гораздо конструктивнее «времени разбрасывать». Неважно что, важно — с какой целью. Давным-давно в киевском театральном сообществе существовала добрая традиция — актерские капустники, производные тех давних, дореволюционных шуточных юмористических представлений, придуманных актерами МХАТа.
В каждом театральном коллективе капустники «жили» постоянно, что называется — локально, на местном материале. Но однажды руководящий «орган» — Киевское отделение Национального союза театральных деятелей Украины — взял организацию этой акции в свои руки, объединив столичных актеров в общегородском капустнике. И много лет большая театральная семья Киева стала собираться на Старый Новый год и встречать его по-нашему, по-театральному! Шутили от души, так сказать, в едином юмористическом порыве, забывая обиды и сценические склоки, все в этот вечер друг друга любили, искренне радовались своей принадлежности к «отряду» Мельпомены.
А в 2001 году наступило то самое «время разбрасывать» и веселая традиция умерла — исчез столичный театральный капустник. Шло время, постепенно даже скептики и циники, не говоря уже о нормально ориентированных людях театра, загрустили, почувствовав в своей жизни отсутствие откровенной, забавной театральной тусовки. И вот с наступлением Нового 2008 года, вновь по инициативе Киевского отделения НСТД Украины, старая традиция, взмахнув бутафорскими крыльями, словно птица Феникс, возродилась. На Старый Новый год в Театре оперетты собрались актеры, критики и все, кто любит театр, на капустник.
На сцену вышел поприветствовать собравшихся председатель правления Киевского отделения, популярный актер Алексей Богданович, а затем он отдал «бразды правления» своему знаменитому коллеге-франковцу Анатолию Гнатюку — и капустянское шоу завертелось. Представляете: актеры — на сцене и в зале, и как тут кого удивить? Но Гнатюк своей энергией, находчивостью и юмором сумел зажечь присутствующих по обе стороны рампы. Программа капустника, составленная из собственно актерских реприз и миниатюр, перемежалась с концертными номерами студентов Муниципальной академии эстрадно-циркового искусства им. Л.Утесова, поражающих своим мастерством, и участников Театра танца «Пульс». В общем- то получилась веселая встреча друзей, вечер отдыха с элементами «художественной самодеятельности профессионалов театрального дела». Начался капустник с танца золотисто-серебристых мышек и крысок, оно и понятно, т. к. в этом году грызунов следует уважать (по восточному календарю мы вступаем в год Крысы). Звучали шутки «с бородой» о предложениях сняться в Голливуде и отказе актеров, т. к. они заняты на елках... С радостью выступающие говорили: «Добрый вечер!», отказавшись от привычного за последние 20 дней приветствия «С Новым годом!», оставив за кулисами свою усталость от новогоднего марафона. ТЮЗовцы показали миниатюру «культпохода»: как смотрит спектакль молодой зритель, который в их театре разделен на две половины — тех, кто любит театр, и тех, кто не любит читать. Интересные детали закулисья и сценической правды оказались актуальными в выступлениях Театра «Серебряный остров», «Ателье 16», Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Молодые актеры Театра им. Леси Украинки переписали на театральный лад известную миниатюру Карцева и Ильченко о том, как в недалеком нашем прошлом доставались продукты в закрытых магазинах. В выступлении артистов закрытое заведение превратилось в театральный институт и тут уж вволю зрители насмеялись над тем, как директор театра выбирал себе артистов разных амплуа. На вопрос: «А комические старухи есть?», директор получил ответ, — есть, а что, надо? И неожиданно завершил: да нет, просто посмеяться хотел».
Не обошлось на вечере и без политических параллелей, благо эти коллизии хорошо ложатся на любую драматургию. Так, артисты Театра оперетты «проплясали» историю непростых отношений представителей высших эшелонов власти, используя в своих костюмах цвета, уже ставшие брендами украинской истории. А писатель-сатирик Александр Володарский решил с помощью зала осовременить устаревшую драматургию братьев Гримм, переписав на новый лад сказку «Красная Шапочка». Ответственностью за литературное вмешательство он поделил с публикой, выслушивая предложения о переделке сюжета, которые звучали от зрителей прямо с мест. В результате этого совместного творческого эксперимента Красная Шапочка превратилась в бедную девочку Юлечку, которая несла бабушке... сберкнижку Сбербанка...
В финале программы вышла «тяжелая артиллерия» юмора — корифеи франковско-капустянского движения, команда под руководством Леся Заднипровского. Вот уж воистину: «Ми колектив, якого правди сила, ніким звойована ще не була!» И грянул актерский хор о сложностях и превратностях нынешней театральной жизни, но все у франковцев получалось так весело и остроумно, что хотелось мчаться туда... в театр, в театр... «Я — чайка, я — чайка! Нет, не то... Я — Ворон, я — Ворон!» Одним словом, чего только не было на том капустнике!... И того театра не было, и этого не было... Да и не страшно, ведь произошло главное: возвращение капустника — общего театрального праздника, встречи, совместного веселья и выпитой рюмки водки на фуршете. Несмотря на занятость одних, скепсис других, критику третьих, событие все-таки состоялось. И долгой ему жизни. А кто может делать лучше — делайте. «Капусты» хватит на всех!
Выпуск газеты №:
№7, (2008)Section
Тайм-аут