Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Вызов для модерного театрального Харькова»

В ErmilovCentre проходит масштабная выставка, посвященная Лесю Курбасу
24 января, 10:27
ФОТО АВТОРА

Переполненный Ermilov Centre, много молодежи, историков, большой «десант» харьковских актеров, режиссеров и уникальные экспонаты — от аудиозаписей до реконструированной сценографии и костюмов. Старт выставки «Лесь Курбас в Харькове» продемонстрировал: модерный театральный город об «умном Арлекине» помнит.

«БЕЗ ХАРЬКОВА НЕ БЫЛО БЫ ТАКОГО КУРБАСА, КАКОГО МЫ ЗНАЕМ»

Куратор акции Вирляна Ткач — американский театральный режиссер, которая имеет украинский корень, говорит: «Этой выставкой мы пытаемся ответить на вопрос: что же сделал Лесь Курбас? Ее нужно воспринимать не только визуально, ее нужно слушать и читать, чтобы понять, как он сделал первые шаги к модернизму в театре как в Киеве, так и в Харькове. Без Харькова не было бы такого Леся Курбаса, какого мы знаем. Я очень довольна, что мы смогли приехать сюда и столько узнать здесь о его работе. Я впервые приехала сюда, когда был еще жив Роман Черкашин (актер, товарищ Леся Курбаса. — Авт.), и он открыл для меня целый мир! Выставка поможет понять тот Харьков и курбасовский театр».

Художественным оформлением выставки занимался Вальдемар Клюзко. Немало экспонатов, которые начали собирать актеры еще киевского «Березоля», предоставил Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины. «Я впервые в Харькове и наконец оценила Ermilov Centre. Знала, что они делают чудеса, и вот оценила это пространство. Он действительно фееричный, только здесь можно было сделать такую инсталляцию», — говорит киевлянка Татьяна Руденко, показывая на специально воспроизведенную сценографию спектакля «Алло, на волне 477», и добавляет: — 1929 год в определенном смысле вернулся. Вы видите уникальные вещи». Кстати, специально к этой выставке создана не только сценография, но и записана песня «Харьков, Харьков» — джаз-гимн города. Значительная часть визуальных экспонатов сочетается с аудио, поэтому благодаря наушникам, что предоставляются, можно услышать, например, голос одного из ведущих актеров постановки «Народний Малахій» Йосипа Гирняка. В 1960 году он в Нью-Йорке читал в радиопрограмме первое действие пьесы, которую театральный Харьков увидел в 1928 году. В целом, к созданию выставки приобщилось немало художников, несколько музеев, среди которых и зарубежные. Поддержку оказала Программа имени Фулбрайта в Украине.

ЗНАКОМСТВО «ЧЕРЕЗ ОДНО РУКОПОЖАТИЕ»

Выставку о Лесе Курбасе привезли в Харьков киевляне, даже огромные воспроизведенные сценические декорации создавались в столице. Однако не остались в стороне и харьковчане, а именно — актеры Харьковского театра им. Т.Г. Шевченко, который в 1922 году основал Лесь Курбас, а в наше время его малая сцена называется «Березиль». Актриса Татьяна Турка попросила, чтобы ей доверили хоть какую-то работу, потому что не могла не приобщиться к такому событию. «Художественный руководитель выставки Вальдемар предложил мне покрасить стену в черное. И я это сделала, создала черный квадрат. И с таким удовольствием! Потому что знала, ради чего это делаю. Выставка замечательная! Вирляна Ткач — новатор. То, что она делает, — для Украины бесценно. Потому что о киевском периоде Театра Леся Курбаса много говорят и знают, а вот о харьковском, к сожалению, нет», — говорит актриса. По ее словам, все, кто соприкоснулся с Лесем Курбасом, продолжали до конца жизни нести его эстетику.

Так, режиссер Оксана Стеценко созналась: «Была знакома с Курбасом через одно рукопожатие»... Ее студенческие годы пришлись на конец 1980-х, когда о Лесе Курбасе уже можно было говорить и даже ставить его пьесы. «Я училась у ученика Леся Степановича — актера Леся Сердюка, который играл Мокия в первой постановке «Мина Мазайло». Сердюк показывал студентам много мизансцен, передавал то, что говорил Курбас. Я дружила с Лесем Ивановичем Сердюком, восхищалась им. Ему было 86 лет, а он, словно бабочка, порхал, показывая, как Мокий рассказывал в курбасовской пьесе об украинизации». Если вспомнить то, что Лесь Курбас считал основой театра движение, а не слово, что он требовал от актеров безукоризненного владения своим телом, а спорт и акробатику — обязательными для актерской выучки, становится понятно, почему в свои 86 лет актер его театра был в замечательной физической форме и «порхал, как бабочка», вспоминая свою игру на сцене «Березоля».

Окунуться в театральную атмосферу 1920-х можно до 25 февраля (в рамках выставки запланированы лекции об исскустве и показ его спектакля в воспроизведенной сценографии).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать