Юбилей без Колодяжного?
Если не отремонтируют мемориальные домики в усадьбе-музее Леси Украинки, то о достойном чествовании величайшей писательницы и общественной деятельницы не стоит говоритьНет, конечно, к 150-летнему юбилею Леси Украинки на Волыни сделают очень много. Наконец появится полное издание ее произведений в 14 томах, над ним в настоящее время усиленно работают научные работники в Восточноевропейском национальном университете имени Леси Украинки, которые и получили государственный грант на это издание, и привлечены специалисты по заведениям высшего образования и академических учреждений Львова, Черновцов, Ривного, Житомира, Острога, Киева. Литературно-мемориальный музей в Колодяжном планирует провести к юбилею прославленной землячки научную конференцию, издать сборник материалов, два подарочных путеводителя — для детей и взрослых. Отметят юбилей и в других городах, которые связаны с ее жизнью и творчеством. Но если будут продолжать разрушаться два мемориальных домика в Колодяжном, то юбилей отметят, образно говоря, в клубе, а в доме юбиляра останется руина.
О том, что музей-усадьба Косачей нуждается в государственной поддержке для реконструкции, и что стыдно было бы отмечать юбилей Леси Украинки в таких условиях в ее доме, газета «День» писала, начиная с 2017 года. «Леся Украинка актуальна и востребована» — так назывался текст в газете «День» (от 25 января 2017 года), в котором шла речь о том, что по инициативе Ирины Констанкевич народные депутаты зарегистрировали в Верховной Раде проект постановления № 5675 относительно отмечания 150-й годовщины со дня рождения величайшей писательницы. Верховная Рада проголосовала за это постановление. Осенью 2019 года на Волыни состоялось выездное заседание комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Верховной Рады Украины, народные депутаты и правительственные чиновники посетили также литературно-мемориальный музей Леси Украинки в селе Колодяжном и обсудили вопрос относительно отмечания 150-летия со дня рождения величайшей писательницы и общественной деятельницы на государственном уровне. Было много письменных обращений в разнообразные инстанции. Но за полгода до юбилея в музее в Колодяжном продолжают кричать: помогите!
Ситуацию прокомментировала директор Волынского краеведческого музея Оксана ВАЖАТКО: «Вижу два сценария отмечания 150-летия со дня рождения Леси Украинки 25 февраля 2021 года в усадьбе Косачей, что в Колодяжном:
Первый сценарий. Возложение цветов к памятнику Лесе, много слов об огромном вкладе выдающейся украинки, дочки волынской земли в историю и современность Украины, об уважении и любви, и ... Серый и Белый домики холодные, так как не отапливаются из-за аварийных печек. Комнаты полупустые, поскольку все, что можно вынести, — забрали в отапливаемые помещения, ведь такая температура неприемлема для сохранения экспонатов, как и самих домов. Везде потрескавшаяся штукатурка, которая уже начала отваливаться кусками. А если будет четыре вечера, то уже и темно, так как света нет. Трухлявые пол, окна, солярий. Гонт уже давно не защищает от дождя. Но это такое. Главное слова красивые. Как сказал мне один чиновник, в настоящее время уже не при должности, ну завалятся, и что, будут туристы ехать к руинам.
Второй сценарий. Много слов не нужно, домики отремонтированы — и это наилучшее свидетельство пиетета, любви и уважения к нашей Лесе.
Заведующая музеем в Колодяжном Ольга БОЙКО говорит, что пришла работать сюда еще в 2016 году, и уже тогда проблема с печками, ремонтом домиков была неотложной, и ее предшественница на посту директора Вера Михайловна Комзюк уже тогда оббивала пороги. Проблема в том, что музей-усадьба — это мемориальное учреждение, домики — достопримечательность национального значения, и сами музейщики не могут без разрешений и согласований здесь даже стены побелить. Белый домик, в котором и проживала Леся Украинка, отстроили в далеком 1949 году, во времена послевоенной разрухи были найдены средства.
«Мы подготовили обращение правительству, чтобы этот музей был включен в перечень ста объектов реставрации в 2021 году. Уважать нужно не словами, а делами, — говорит народный депутат от Волыни, доктор филологических наук Ирина КОНСТАНКЕВИЧ, которая не больше ли всех беспокоится об отмечании юбилея Леси Украинки на государственном уровне. — Леся Украинка принадлежит к тем фигурам национальной духовной истории, которая имела и имеет огромное влияние на национальную идентификацию украинцев. Мемориальный музей в Колодяжном был и есть самым посещаемым на Волыни, Леся Украинка актуальная и сегодня».
А Колодяжное — это, как говорят на Волыни, дома Леси Украинки. В одном из комментариев для «Дня» (12 декабря 2019 года) Ольга Бойко, заведующая Колодяжненским литературно-мемориальным музеем так говорила об этом: «Властивий, найрідніший рідний край для мене — Волинь...» — писала Леся Украинка в письме к матери 22 марта 1898 года. А сестра Леси, Ольга Петровна Косач-Кривинюк, в своих воспоминаниях писала: «Дарма, що наш батько був чернігівець, а мати полтавка, всі ми, їхні діти, що народилися і зросли на Волині, а Леся чи найбільше за нас усіх, вважали себе за волинян. Леся пристрасно любила Волинь, її дратували ті часті суперечки з лівобережцями, слобожанами, а часто і з киянами про те, чи Волинь (і Галичина) — Україна чи ні, чи чисто по-українськи говорять на Волині? З якою втіхою слухала Леся, коли наша мати завзято боронила Волинь і волинян та їхню мову, бо й сама стала від довгого і докладного знайомства з Волинню й волинянами їхньою палкою прихильницею». Ежегодно наш музей посещают до 30 тысяч людей из разных уголков мира, бывают дни, когда одновременно прибывает и по десять экскурсионных групп. Поэтому для нас очень важно, чтобы родовое имение Косачей, Леси Украинки было в надлежащем состоянии».
Поэтому никого не нужно бы было убеждать в значимости мемориального музея в Колодяжном. Но даже на новые печки нет средств. А еще же музей нуждается в фондовом помещении, потому что 7 тысяч экспонатов — в основном фонде, и еще столько же — во вспомогательных. Давно нужно было бы изменить ограждение и банально — обустроить цивилизованный туалет. Он есть, он ухожен, но он на улице, это уже пережиток, такие условия, и просто не может принять всех желающих, если в день — по десять экскурсий, с группами по 25 — 50 человек.
Досадно, что придется говорить и о таком, но как не говорить? За время карантина музейные работники устали отказываться от экскурсий, люди писали и звонили, просили допустить их в музей, и только открыли, уже в первый день пошли экскурсанты.
Выпуск газеты №:
№134, (2020)Section
Тайм-аут