Юрий ЛАДУБА: «Нет провинции! Есть провинциальное мышление»

«Ты ищешь героев для новой книжки? Мы тебе поможем!» — сказали мне друзья, когда я приехала по делам в Винницу. И спросили: «Знаешь Немиров?» В голове сразу же закрутилось: скифские валы, дендропарк, старинное имение, марка известной водки, кажется, санаторий. «Да, санаторий «Авангард». Поезжай туда, не разочаруешься!»
Выйдя из маршрутки прямо возле ворот санатория «Авангард», парковой аллеей направляюсь к дворцу. Открываю двери, и прямо с порога меня приветствует хозяйка имения, княгиня Мария Щербатова, внучка графа Потоцкого. Конечно, с портрета.
Во дворце, где когда-то гремела музыка и гости фланировали по анфиладам комнат первого этажа, сейчас, понятно, другая жизнь. Именно здесь и расположился лечебный корпус санатория. Ни люди в белых халатах, ни «фланирование» отдыхающих между кабинетами на процедуры не отвлекают внимания. А все оно — на картины, которыми увешаны стены, каждый свободный сантиметр площади. Портреты выдающихся людей Подолья, уголки старинного Немирова, живописные подольськие пейзажи. Работы мастеров кисти — известных и малоизвестных, как местных, так и столичных, из многих других городов Украины. «Какая это прекрасная идея — создать в санатории галерею», — думаю я и иду знакомиться с ее автором — главным врачом санатория Юрием Николаевичем Ладубой, заслуженным врачом Украины, человеком, которому на роду написано каждый раз стоять у истоков нового дела.
В марте 1988 года Юрию Ладубе предложили создать на базе дома отдыха санаторий. Что здесь было? Спальный корпус на 196 мест — во дворце княгини, удобства — в коридоре. Две котельных на угле. «Я — единственный врач, три медсестры и один медкабинет», — вспоминает Юрий Николаевич. С того времени все здесь изменилось. Интересуюсь, как пришла эта идея сочетать медицину и искусство?
— Я прагматик, ибо человек, который занимается конкретной работой, должен быть прагматиком. Специального творческого образования не имею, хотя являюсь почетным членом Союза художников Украины, — улыбается Ладуба. — Как-то ко мне обратились из Союза художников с предложением провести пленэр. Приехали академик, профессора, шесть заслуженных художников Украины. На вернисаже выставили более сотни картин, из них 36 работ осталось нам. Открыли галерею два года назад как филиал Винницкого художественного музея, имеем статус народной художественной галереи. Сами, на свои средства содержим искусствоведа. Сами формируем фонды, даем художникам заказы: писать уголки старинного Немирова. А что касается наших пленэров... Их уже состоялось пять, на них приезжали художники со всей Украины. Этим летом пройдет шестой.
— Как врач, что вы можете сказать о влиянии искусства на здоровье человека?
— Искусство воздействует на наше подсознательное, а туда столько негатива загнано! Избавиться от него, подготовиться к нормальному восприятию лечения — это тоже процедура, в которой мы полностью полагаемся на искусство.
Кстати, мы не только создали галерею, но и пытаемся реставрировать дворец. Сколько я порогов обил, сколько кабинетов прошел, чтобы только пробить это! Мы — акционерное общество, а дворец — памятник архитектуры, государственная собственность. Нужен был проект реконструкции, чтобы началась реставрация, поскольку гвоздя нельзя забить, сразу оштрафуют. А наше задание — пока государство найдет деньги на научную реставрацию, сохранить жизнь этому уникальному сооружению.
Знаете, почему я все это делаю? Потому что мне интересно. Я так рассуждаю: нет провинции, а есть провинциальное мышление! А если опуститься на уровень провинциала, то тогда все становится неинтересным, будничным.
Выпуск газеты №:
№127, (2000)Section
Тайм-аут