Юрий Соловий из далекой перспективы
Скоро в «Мистецькому арсеналі» можно будет увидеть картины известного художника.
Нынче имя Юрия Соловия остается мало известным в нашей стране, однако его фигура является одной из главных для современной украинской культуры, которая в силу довольно-таки трагических обстоятельств развивалась преимущественно за пределами Украины. Судьба Юрия Соловия во многом стандартна: он родился в 1921 году в Старом Самборе, учился во Львовской художественно-промышленной школе, после окончания Второй мировой войны эмигрировал в Германию, а впоследствии переехал в США. Однако среди многих талантливых украинцев, разбросанных по миру, его выделяет особая интеллектуальная и духовная самодостаточность. Поэтому его творчество не обозначено ностальгией, он живет не прошлым и бесповоротно потерянным, а стремится к «вещам, высшим, чем звезды». Поэтому определенно не случайно, что именно с вернисажа этого художника начинается публичная деятельность Культурного и музейного комплекса «Мистецький арсенал», в частности такого подразделения, как художественная галерея, и именно его наследие ложится в основу сборника будущего комплекса.
В середине 1950-х годов прошлого века в Нью-Йорке возникла нью-йоркская группа поэтов. К нам присоединились и художники Любослав Гуцалюк, Аркадия Оленская-Петришин, Яков Гниздовский, Ярослава Геруляк, Михаил Уран и Юрий Соловий.
Юрий Соловий часто организовал художественные выставки, круглые столы... Когда нарисовал монументальную картину «Распятие», то повесил ее над алтарем в протестанской церкви в Рутерфорде, подобрал музыку, Баха, кажется, а поэты нью-йоркской группы читали свои поэзии. Церковь была набита людьми, американцами и украинцами. Такие события оставляли знак в душе участников на всю жизнь. Соловий также писал эссе, рецензии... В результате вышла книга «Про речі вищі, ніж зорі».
Но все это внезапно оборвалось на переломе 1980—1990-х. Соловий перенес легкий инсульт, упал на каменные ступеньки и разбил голову. В больнице ему удалили треть мозга, и он два года пролежал в коме. Все врачи говорили, что он никогда из комы не выйдет. Но, наперекор всему, Соловий из комы вышел. Вспомнил все языки, которые знал, вспомнил всех друзей, но потерял динамичность, любознательность и потребность бороться с жизнью. Не вернулся он и к творчеству. Только любил сидеть перед окном и наблюдать, как меняются времена года. Как-то сказал мне: «Жизнь так прекрасна! Я очень рад, что живу».
В спектре украинского модернизма Соловий занимает уникальное место: он является едва ли не единственным последовательным представителем неоэкспрессионизма.
С одной стороны, в творчестве Соловия всегда резко присутствует мысль, то есть его мировидение и его миропонимание. Его воображение больше всего тревожат две крайности бытия человека: рождение и смерть. А между этими полюсами Соловий видит преимущественно страдание. Эти мотивы художник выражает религиозными символами. Но этими символами он не возвеличивает Творца, а, скорее всего, укоряет Ему за положение, в котором оказался человек. Параллельно с этим для творчества Соловия характерна глубокая эмоциональность и размах.
Ранние произведения Соловия очень экспрессионистичны, драматичны, выражены приглушенной колористикой и до жестокости экспрессивны. Характерным примером с этого периода может быть картина «Родження» (у Соловия несколько картин с мотивом рождения) или очень ранняя картина «Распятие», в которой на одной руке Христа изображено четыре пальца, а на другой — шесть. Это раннее распятие вызвало в 1960-х бурю дискуссий и протестов. Но все это логично, потому что распятие — это терпение, а терпение — это деформация: физическая и духовная.
В позднейших работах примером может послужить монументальное распятие, которое состоит из четырех картин — заметное обогащение палитры у Соловия. Колористика становится не только более богатой и привередливой, но и более виртуозной. При том сила экспрессивности картин ни в коем случае не ослабевает. Работы Соловия этого периода заметно перекликаются с трудами позднейшей кельнской группы в Германии.
В самых поздних произведениях Юрий Соловий доходит, по сути, до постмодернизма. Отдельное место занимает в его творчестве серия «Тысяча голов». Где-то в 1970 году Соловий увлекся невероятным и невыполнимым для нормального человека проектом — нарисовать тысячу голов. Он использовал самые разные предметы и материалы: масло, акварель, карандаш, туш, пластику, волосы, бумагу... Самым странным является то, что каждая голова имеет другую форму и другой характер (не принимая во внимание то, что головы эти абстрактные).
Эта невероятная серия свидетельствует не только о безграничном творческом воображении Соловия и большой отваге (а без отваги нет прогресса в искусстве), но и о духовном могуществе человека в общем, о победе Духа над окончательной слабостью тела и над смертью. Я каждый раз все больше убеждаюсь, что Юрий Соловий был одним из выдающихся художников второй половины XX века.
Выпуск газеты №:
№32, (2007)Section
Тайм-аут