Зачем человеку быть счастливым?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20021113/4208-6-2_0.jpg)
— Положительные и отрицательные эмоциональные состояния человека формируются физиологическими механизмами, присущими человеческому организму. Любое же сознательное поведение человека направлено на удовлетворение множества его потребностей, которые можно разделить на три основные группы. Биологические потребности обеспечивают жизнедеятельность организма и продление рода, социальные удовлетворяют потребность человека в общении, потребности идеальные направлены на внутренне самоусовершенствование личности. В организме человека работает механизм определения потребностей, с помощью которого мы можем ощущать на сознательном и подсознательном уровне то, в чем нуждаемся. При удовлетворении потребности у человека возникает ощущение, приводящее к состоянию наслаждения (гедонизма, лат.). Человек может жить, находясь только в гедонистском состоянии, то есть в том состоянии, когда его потребности удовлетворяются. Тогда человек и чувствует себя счастливым.
— Что же происходит с человеком, который постоянно чувствует себя несчастным?
— Может возникнуть психическое расстройство, которое приводит к потере уверенности в себе, у человека пропадает желание самостоятельно ставить цели в жизни и может формироваться рабская психология. Кстати, в школе учитель гораздо больше должен думать не о том, как научить ребенка, а о том, что дети должны находится в состоянии позитивных эмоций, получать удовольствие от посильной им деятельности. Если ребенок в окружающей среде не получает позитивных эмоций, он идет искать их на стороне, а порой и с помощью искусственного пути — алкоголя и наркотиков.
— А если наши потребности удовлетворяются, какие изменения происходят на клеточном уровне?
— В момент получения удовольствия в клетках в результате химических реакций получается эндоморфин, образование которого связано с возникновение в нервных клетках внутреннего спирта. Если этого спирта в клетках недостаточно, то возникает желание пополнить его количество извне. Функция же мозга сводится к трем направлениям деятельности — рефлекторной регуляции внутренних процессов и поведения человека, а также способности ощущать. Первые две функции обеспечиваются электрическими процессами, происходящим в организме, а третья — химическими. Ощущения относятся к категории психических явлений, к субъективным процессам. Человеку же нужна реальная, а не «искусственная», радость — от общения, от деятельности и достижения результатов. Сегодня во всем мире о здоровье говорят не как об отсутствии болезней, а как о физическом, психологическом и социальном благополучии человека. А такое благополучие — и есть счастье.
Выпуск газеты №:
№208, (2002)Section
Тайм-аут