Перейти к основному содержанию

«Завершилось усе веселкою сяйною...»

Во Львове демонстрируют знаковое полотно Пауля Мерварта «Потоп»
09 сентября, 20:26

Картина представлена в постоянной экспозиции Музея европейского искусства XIX-XXI веков, который является отделом Львовской национальной галереи искусств им. Бориса Возницкого (ул. Стефаника. 3), и всегда привлекает большое внимание публики, в чем я имел возможность неоднократно воочию убедиться, наведываясь в Картинную галерею и «с рабочими визитами», и как рядовой посетитель. Так в чем же ее «фишка»?

Французский художник Пауль (Пол) Мерварт (1855 - 1902) родился в Херсонской губернии, в селе Марьяновка. Происходил из смешанной семьи. Его отец, Жозеф, был французским солдатом - участвовал в Крымской войне. Мать, Паулина Фишер, была полькой. Об этом «Дню рассказала лектор-экскурсовод отдела Музей европейского искусства XIX-XXI веков Жанна Спиридонова.

Несколько лет семья будущего художника живет в Виннице. Впоследствии - во Львове. «На выбор именно художественной специальности Мерварта повлияла его поездка в Италию, - рассказывает экскурсовод. - Картины мировой славы художников произвели на Пауля сильное впечатление, что, собственно, и вдохновило его посвятить жизнь искусству».

Мерварт изучал живопись в Вене, Граце, Мюнхене и Дюссельдорфе. Затем поступил в Парижскую школу изящных искусств (учился у Изидора Пильса и Анри Лемана). Был настолько успешным студентом (1877 - 1884), что несколько раз получал награды за свои труды.

«Дебютировал как самодостаточный художник в 1879 году на Всемирной выставке в Париже, где его заметили, и с тех пор выставлялся не только во Франции, но и в Соединенных Штатах Америки, а также - в Вене, Лондоне, Праге, Берлине, Брюсселе, Будапеште, Гамбурге, Варшаве, - рассказывает Жанна Спиридонова. - В эти же годы Мерварт принимает французское подданство и получает славу талантливого портретиста и живописца».

Имел двух братьев, один из которых, Эмиль, занимал должность руководителя заморским департаментом Франции. Вероятно, именно благодаря поддержке брата Пауль получил должность художника при упомянутом выше ведомстве. Много путешествовал. Был на Канарских островах, в Сенегале, в Конго, Тунисе, Мавритании, Сомали...

Но еще до того, работая иллюстратором-корреспондентом журнала Le Monde Illustre («Мир в иллюстрациях». - Т.К.), успел побывать в России и Австро-Венгрии. Посетил Галичину, в том числе - Львов. Тогда же привез во Львов картину «Потоп», написанную 1881 года в Париже, которую демонстрировал годом позже на выставке Общества сторонников изящных искусств.

«Пауль сам был членом этого общества, - говорит экскурсовод, - не терял связи со львовской художественной средой, постоянно общался с художниками. Тогда эта картина поразила всех! К слову, поражает до сих пор! Полотно запоминают все наши посетители. Возможно, потому, что на нем показаны борьба жизни и смерти, красота любви и человеческого благородства...».

Выставка эта состоялась в 1882 гоу. Полотно «Потоп» тогда приобрела для своей коллекции графиня Елена Миер. А через 27 лет подарила его Городской картинной галерее. Так картина экс-львовянина Мерварта в 1909 году, уже после смерти художника, навсегда поселилась в фондах музея.

Пауль Мерварт прожил всего-навсего 47 лет. Трагически погиб в мае 1902-го. Произошло это на острове Мартиника, что в Карибском море, в городке Сен-Пьер. Художник попал туда в составе правительственной комиссии, которая исследовала действующий вулкан Монтань-Пеле. В результате неожиданного и очень сильного извержения, которое произошло утром, погибли-сгорели все, кто в то время находился в городе, а это - около 30 тысяч человек. Уцелели только два человека - заключенный, которого удерживали в подземной одиночной камере, и сапожник, который жил на окраине города. Эти мужчины тоже получили сильные ожоги, но смогли выжить...

Тематика произведений Пауля Мерварта была очень разной - от библейских мотивов, жанровой живописи до портретов молодых женщин, в основном - парижанок (он даже создал целый цикл таких образов и назвал «Галерея красоты»). При написании работ использовал масло, акварель, пастель, прибегал к созданию графики и фресок, был замечательным иллюстратором.

Но вернемся к истории полотна «Потоп». На картину художника вдохновила поэма Альфреда де Виньи «Сара», которая входила в трилогию «Мистическая книга», а в ней рассказывается история Вселенского потопа и бессмертной любви сына ангела - пастуха Эммануила и дочери человеческой - Сары. Влюбленные отказались расставаться ради спасения, поэтому фактически подписали себе смертный приговор...

«Произведение Пауля Мерварта стало живописным эхом заключительных строк поэмы «Сара» де Виньи», - отмечает экскурсовод и приводит эти, последние, строки, напоминая, что это - перевод с французского Галины Пагутяк:

«То був останній крик останніх із людей,

Що рвався з вод, із юних двох грудей.

З останніх сил тримаючи кохану,

Виднілись руки юнака над океаном,

А потім зникли. В тиші над водою

Завершилось усе веселкою сяйною».

Жанна Спиридонова говорит, что Мерварт, будучи ярким представителем салонного искусства, которое не должно было демонстрировать открытого страдания, показывает над персонажами «Потопа» яркие лучи солнца и радугу, которая является символом Благости-Благодати Господней и все же дает надежду на спасение Эммануила и Сары...

И еще раз экскурсовод подчеркивает, что картина Пауля Мерварта никого из посетителей не оставляет равнодушным. Наверное, учитывая и то, что ее автор так рано ушел из жизни. Таким образом, чем это полотно было для самого художника? Только воплощением впечатлений от поэмы де Виньи? Или все же и предчувствием собственной трагической гибели от стихийного бедствия?..

Ходите в музеи - узнайте и развивайтесь. При желании, делайте собственные разведки. И читайте газету «День» - нам есть чем заинтересовать и удивить. А главное - поощрим «глубоко копать». Чтобы знать!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать