Звездные «разборки»
Место действия: Каховка, «Таврийские игры»
ТИТРЫ
Самая масштабная в стране музыкальная акция называется «Таврийские Игры». В прошлом году фестиваль шумно отпраздновал собственное десятилетие (пять дней), а принципом последнего действа упорно пытался сделать формулу «10+1». То есть ударно отработав две первых пятилетки, «Таврийские» решили экспериментировать, постоянно акцентируя именно на экспериментальном характере нынешнего шоу. Время для новаторства назрело давно, ведь фестиваль уже успел превратиться в некий заскорузлый памятник всему самому большому, самому крутому и прочим самым... самым... Справедливо ползут слухи, что попасть на него тяжело, что впрочем не помешало главному режиссеру Д. Криворучко на первой же пресс-конференции радостно поиздеваться над музыкантами: «Попасть на фестиваль просто: стать звездой — и ты на фестивале». Стать звездой... Снова возникает вопрос: «Для чего существуют фестивали?» Одни что-то (кого-то) открывают, другие — снимают сливки. Впрочем, традиция «смотров лучшего» в этом году была немного подвинута выступлениями не очень раскрученных групп и исполнителей.
В этом году «Таврийские Игры» продолжались три дня. Приятно, что кроме первого концерта, два других закрывали наши исполнители, а «почетные гости» выступали внутри программ. Позиция «Таврийских» здесь максимально симпатична — не навязывая, они предлагают в достаточном количестве качественную украинскую музыку. Одним из слухов фестиваля стала информация от генерального спонсора: в следующем году на конкурсе «Евровидения» победит... Украина. Как известно, неньку там будет представлять Александр Пономарев. При всем уважении к вокальным и другим способностям «лучшего певца» — «Дай боже нашему теляти волка поймати!» Впрочем, искренне желаем победы. Еще одна приятная новость: концерт «Рамштайна», который должен был пройти в июне, не отменяется. «Таврийские» снова обещают его, но уже в августе месяце.
Все концерты начинались в 20.00 и продолжались до времени, когда даже эротические сериалы по телевидению уже не крутят, так как все нормальные люди спят. Однако фестивальная публика никогда не вписывалась в эту сомнительную категорию нормальности и поэтому все отрывались кто как мог. Кроме развлечений консервативного характера — алкоголь и музыка или музыка и алкоголь (от перестановки...) — можно было купаться в Каховском водохранилище, загорать на солнце, есть мороженое и получать эстетическое наслаждение от созерцания высокой концентрации «звезд». Олимпийские жители пароходов «Т. Шевченко» и «Маршал Кошевой» имели еще одно эксклюзивное наслаждение — чудо техники под названием кондиционер, что чрезвычайно актуально на Юге.
ЭПИЗОД I: АТАКА ЖАР ПТИЦЫ
После торжественных фанфар и бодреньких выкриков неизменного ведущего фестиваля Александра Богуцкого на сцену вышли участницы конкурса красоты «Королева Украины». Они символизировали вторую часть слогана «Таврийских Игр», в соответствии с которым это должен быть «Праздник музыки и красоты». Дефилировали красавицы, держа в хрупких ручках трогательные надувные шарики, воссоздававшие цветовую гамму французского флага... Но сегодня не их день. Так что, пока! Первой ласточкой собственно музыкальной программы стала группа «Талита кум», которая уже успела немного раскрутиться на FM-станциях и засветиться на многих столичных вечеринках. Помните грустную песню «Всі ми іноземці...»? Так это они. Группа качественно сыграла, добросовестно выполняя еще одну фестивальную установку — «живой звук». «Наши» в большинстве придерживались «живой идеологии», чего не скажешь об уважаемых заморских светилах. Но обо всем по очереди. Символы и случайности на этом не закончились — когда в небо запустили опять-таки сделанный из шариков логотип партнеров феста «SV», фигура своевольно трансформировалась, образовав выразительное «US». Мистика да и только. Юлия Лорд представила свой новый образ, хотя после «старой» Юлии этот мало впечатляет. Любительница масштабности Руслана привезла на «Таврийские» свой «гуцульский проект». Певица упрямая максималистка: предельное использование сильных вокальных данных, беспрецедентный клип на песню «Знаю я» (который крутили на самом большом в Украине кристаллическом экране — 35 кв. м, — расположенном посредине сцены), использование целого оркестра с огромными барабанами, выход с трембитами и т.п. Руслана предлагала модернизованные гуцульские ритмы и культовый карпатский танец аркан.
Основное событие дня — вручение VI Всеукраинской премии в области музыки и массовых зрелищ «Золотая Жар-птица». В этом году премия вручалась в 9-ти номинациях. Как неактуальная была ликвидирована номинация «Альтернатива», в то же время «Песня» уже не одна, а целых 10. Учитывая опыт прошлых лет, организаторы также значительно сократили список экспертов — из 500 осталось 100. В список не вошли артисты и их продюсеры, результаты голосования которых заранее прогнозируемы. Последовательность награждения была следующей: «Сольная программа» — Т. Повалий во дворце «Украина» (полный зрительский и внутренний ступор, обвал культурно-художественных, вокально-эстетических и прочих околомузыкальных ориентаций). «Альбом» — среди довольно сильного набора компонованных сборников победил прошлогодний взрыв «Модель» «Океана Эльзы» (признательные овации, немного сбитые с толку, но счастливые «Океаны» благодарят со сцены). «Видеоклип» — «Больше никогда не будет любви» Н. Могилевской (снова состояние легкого непонимания подобного успеха завсегдатая «Таврийских Игр»; лауреатки не было — примеряет на себя маску актрисы в городе Москва). «Певица» — Ани Лорак (в момент вручения также находилась за морями-океанами — в Лондоне). «Певец» — чтобы никто не сомневался, «в государстве главное стабильность» — А. Пономарев (в шестой (!) раз подряд, и было бы это крайне возмутительно, если бы не досадная мелочь: а дать больше просто некому; у Саши же лирика и даже трагизм смешаны с настоящим драйвом; да и голос не чета зибровым-павликам). «Открытие года» — из-за отсутствия вспышек музыкального пепла, не присуждалось. «Поп-группа» — «Скрябин» (на месте Кузьмы и К о , я хотя бы сделал вид, что обиделся. Самое время писать «Спатанку №2»). «Рок-группа» — нормальная логика подсказывает «ВВ», которые уже трижды до этого занимали это место, так нет же... «Океан Эльзы» (из года в год «Океанов» бросают из номинации в номинацию. Раньше и сами парни были равнодушны к тому, что они играют: «лишь бы слушали...». Впрочем, проведя недавно репозиционирование собственного продукта (это такое в рекламе есть), они однозначно заявили: «Мы играем рок!» Чтобы в дальнейшем никто не путал. Поздравляем с двойным призом!). «Песня» — десятку песен- лауреатов можно легко услышать на музыкальных каналах и FM-станциях. Все премированные получили персональные салюты, которые вместе с торжественным «салютом-открытием» сожгли недельный запас кислорода над водохранилищем.
В этот вечер также выступали крупнокалиберные звезды: «король Мамба» Лу Бега и принцесса депрессии Земфира. Первый отметился невероятно веселым настроением, зажигательными мелодиями, под которые даже в традиционно апатичном VIP-секторе поднимали пыль, и использованием фонограмм. Говорят, что три из восьми песен мюнхенец прочавкал ртом с выключенным микрофоном, дескать, музыка сложная. А у других, выходит, легкая? В частной номинации автора «Разочарование дня» с большим отрывом лидирует Земфира. Девушка-кроссворд снова «зашифровалась»: упор на хмурую лирику, никакого света на сцене, раздумья на тему «больше никогда не будем принимать участие в политических акциях». Лебединая песня почитателя должна звучать так: «Пожалуйста, не умирай, или мне придется тоже...» Кстати, недавно в очередной раз подтвердились упорные слухи о злоупотреблении допинговыми препаратами — по этой причине певицу бросила подруга и продюсер Настя Калманович.
ЭПИЗОД II: ПИВО НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР
Второй день — это праздник открытий и упоминавшихся «экспериментов». Заключались они в выступлениях групп, которые впервые были на фестивальной сцене «Таврийских». Начали «Белки» (с ударением на втором слоге). Энергии этих пацанов хватит, чтобы сварить вкрутую немало слушательских ушей. Группа впервые засветилась на такой большой сцене, хотя в музыке они далеко не новички — по крайней мере я помню их по «Перлинах сезону» трех- или четырехлетней давности. Три парня заполняют весь диапазон звукового восприятия и, кажется, имеют неплохое будущее. Потом был «Тартак». Честно говоря, непонятна боязнь продюсеров, ведь на такой музыке можно сделать настоящий успех. Выступления Положинского «сотоварищи» на столичных акциях и сцене «Таврийских» вызвали шквал эмоций. Музыка такая, что «Тартаком» можно заряжать подсевшие аккумуляторные батареи, как раньше это делал Чумак с водой по телевизору. Килоджоули энергии разбрызгиваются с невероятным азартом и неосмотрительностью. Ну, а «Прокрутіть цю пісню по радіо» — просто стебовая мини-энциклопедия отечественного шоу-бизнеса (для тех, кто признает его существование).
«Скрябины» устроили настоящее шоу трансвеститов: Кузьма в просторном красном балахоне, другие участники «косили» под снежинок и зачуханых домохозяек. Потом они сняли это безобразие и остались в трусах летнего настроения и фасона советской армии. С другой стороны — качественная музыка и красненький фронтмен (наверное от жары), который параллельно притворялся на сцене лыжей. Аплодисменты. Потом была (был) «золотой голос». То есть Тая Повалий. Очевидно, существует разительная несовместимость между форматом фестивальной публики и амплуа певицы. Короче говоря, нагнала она скуку на всех, за что признательные зрители почти лишили ее аплодисментов. Затем «специальный гость» из Финляндии Bomfank Мс’s. Сэмплы горячих скандинавов, пропущенные через 140 кВт звука, могли реально продолбать дырку в сердце. Это настоящий кумулятивный заряд современной танцевальной музыки. После их выступления самое время пересмотреть русские анекдоты о заторможенности прибалтов. Народ вставал, танцевал и охотно фотографировался на фоне сцены: я и звезды! или звезды на моем фоне... Во время разгромного хита Freestyler настоящее неистовство.
Тем временем традиционный для «Игр» пивной чемпионат, по мере своего продвижения во времени, вышлифовывал результат. Однако побить прошлогодний рекорд так и не удалось — пол-литра пива за 1,6 секунды. Всему есть предел. Закрывал день «Океан Эльзы». Публика ждала выступления своих любимцев и изрядно напелась вместе с ними. Кроме известных хитов, «Океаны» предложили совсем новую тему «Сьюзи». Выступление вышло неплохим: настоящий драйв «Коли тебе нема», хитовая «Машина», «Друг» с узором восточных арабесок... Почему-то только под конец второго дня постановщики вспомнили, что у них есть 400 кВт света, который так и не был использовано даже наполовину.
ЭПИЗОД III: ВОЗВРАЩЕНИЕ КРАСАВИЦ
Последний день фестиваля — воскресенье. Вопреки английскому названию этого дня, над Каховкой с самого утра собирались тучи, а сразу после завтрака сыпанул дождь. «Море» гнало волны, а участники парусной регаты «Таврийских Игр» в ярких оранжевых комбинезонах крепче закрепляли швартовочные тросы. Кстати, регата, вопреки предписаниям соответствующих официальных надзорных органов, состоялась. Соревнование считается одной из фишек феста, но условия безопасности нахождения яхт возле набережной не выполнены. Однако, если сильно захотеть... Дождь за пару часов неожиданно закончился.
Изюминкой воскресенья стал конкурс красоты «Королева Украины». 26 самых красивых девушек в меру своей смелости и гибкости нравственных принципов соревновались за этот почетный титул. Приветствие, выход а-ля-тема-футбол, купальники (ну как же без них?) и вечерние платья. Конкурс красоты стал очередным железобетонным подтверждением известного тезиса о несовершенной совместимости женской красоты и ума. А может, это просто сказался юный возраст? Вообще предположение крайне сомнительное, но когда начинаешь краснеть, слушая красавиц, понимаешь, откуда растут его ноги. Несколькосекундные, до автоматизма заученные реплики девушек были просто артикулированным ужасом. Впрочем, представительницы Запада по крайней мере меньше запинались. Королевой зрительских симпатий традиционно для Каховки была избрана представительница Херсона Ольга Шевченко, титул второй вице- королевы получила Лиля Кондратьева (Днепропетровск), первая вице- королева Алина Мальцева (Харьков). Звание «Королева Украины» и «Королева Таврии» получила скромная и действительно очаровательная Ирина Твердохлиб, представлявшая Винницу. Девушкам что-то там дарили, страховали и т.п.
В плане музыки этот день был наиболее провальным, а заслуживающие внимания исполнители лишь делали более выразительной ситуацию. Среди последних М. Бурмака, которой выставили невероятно ужасный звук — он пропадал, шипел, хрипел... Маричка все-таки заслуживает большего, да и фестивалю подобного уровня негоже так откровенно «лажаться». Е. Власова пела о каком-то «Северном сиянии», что «как птица» — наверное, пингвин, ибо других в тех широтах не водится. В то же время она очень мило приговаривала: «Тише, фонограмма!». Ани Лорак, только из английской столицы, через слово говорила «любовь», много улыбалась и запела на не нашем языке. «Гвоздем программы» была слезоточивая, словно милицейская «Черемуха», группа «Руки вверх». Собственно, основная публика пришла посмотреть именно на наследников славы «Ласкового мая». Девочки в истерике, надрывают неокрепшие голосовые связи, ручки поднимают соответственно названию краснознаменного ансамбля... «Не вынесла душа поэта», и я пошел в каюту бриться, поэтому, к сожалению, избавлю вас от должных подробностей выступления группы, собравшей рекордные овации на этом фестивале. Ассоциации: солист группы скоро догонит (по размерам) Сергея Крылова, влечение масс к примитиву безгранично, чувство симпатии (почти любовь) к заморожено-надутому VIP-сектору, не изменившему своей традиции тотальной апатии.
Закрывали фестиваль шаманы отечественного года «Вопли Видоплясова». «ВВ» дают ту рафинированную энергию, которая согревает даже после часа ночи, когда началось их выступление. Сыграли не только бест, но и много новых песен. Здоровая часть «сладкой» публики вспыхнула, словно сахар, вобравший в себя добрый старый абсент. Скрипка выкладывается на сцене так, как у нас не удается никому. Таких единицы даже в мире. Это дает ему полное право сказать в конце: «За микрофоном работал Олег Скрипка...» Именно работал, а не воссоздавал «пластмассовую музыку». «Весна», «День народження», уже редкие «Танці». Потом заслуженный «бис!» и фантастическая «Країна мрій»... «ВВ» получили отдельное «Золотое перо» с официально-партийной формулировкой «за вклад...» На самом деле просто за то, что они есть. В небе финальный салют.
ЭПИЗОД IV: ПРИЗРАЧНЫЕ УГРОЗЫ
Радость от фестиваля несколько уменьшается существующими проблемами. Начиная с элементарных туалетных кабинок, которых катастрофически не хватало многотысячной толпе, манер правоохранителей и заканчивая симптомами отечественной музыки: нет новых открытий, уже шестой год нет никакой конкуренции «Певцу»... Да, есть «Океаны», взявшие четыре премии. Они действительно этого заслуживают, но где движение других? Фестиваль в очередной раз показал убогость репертуара и голосов многих исполнителей. Нынешняя сцена представляла собой смесь эстетики фильма об Электронике, романа о голове профессора Доуэля и школьных впечатлений о хулиганстве гигантских осьминогов. Какие-то трубы надувные, да еще и в «гайках». В известной поэме Л. Подервянского «Гамлет» есть кресло «лишенное художественного вкуса»... Отдельной похвалы организаторы заслуживают за «не основную» программу фестиваля — мини-спартакиаду и выставку творческих работ инвалидов. Уже сам факт отсутствия страха «испортить» колясками эстетику «праздника музыки и красоты» делает им немалую честь.
Выпуск газеты №:
№120, (2002)Section
Тайм-аут