Звездочка по имени Татьяна Михина
Казалось бы случайно появившись в Национальном драматическом театре им. И. Франко, молодая актриса сразу получила высокую профессиональную оценку столичных критиков.
Даже специалисты, которых в театральных кругах принято считать большими скептиками, поэтому и ждать от них одобрения, как правило, не приходится, постановили: у актрисы — большое будущее... Что уже говорить о киевском зрителе, который проникся искренней симпатией к ее Наталке Полтавке из одноименного спектакля по пьесе Ивана Котляревского и к ее Эдит Пиаф из мюзикла Юрия Рыбчинского «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит». Именно эти две роли стали для актрисы достойным профессиональным стартом в общеукраинском театральном пространстве, а Татьяну Михину стали называть звездой...
ОТ ЖОЛДАКА — ДО СТУПКИ
После окончания Харьковского государственного института искусств им. И. Котляревского, молодая актриса Татьяна Михина работала в Харьковском государственном академическом украинском драматическом театре им. Т. Шевченко. Как раз в этот период там работал Андрей Жолдак, и актриса имела возможность получить опыт работы с этим режиссером. Хотя Татьяна и признается, что отношение к Жолдаку у нее довольно противоречивое, ведь и сам он — «неоднозначный и противоречивый», но встреча с режиссером имела для нее довольно важное значение: «Для меня этот опыт был все же знаковым: я приобрела дополнительные актерские навыки, мне пришлось много учиться. И еще очень важным результатом работы с Жолдаком стало ощущение того, что уже многое умею, даже могу все... А, на мой взгляд, своеобразная уверенность актеру никогда не мешала (во всяком случае, мне на определенном этапе ее так недоставало). Вместе с тем, сотрудничество с Андреем Жолдаком я воспринимаю, в первую очередь, как этап своего развития, становления... Т.е. всю профессиональную жизнь я бы не хотела работать только с ним».
А знаковым этот опыт был еще и потому, что именно в спектакле Андрея Жолдака «Гамлет. Сны» молодую актрису Татьяну Михину заметил Богдан Сильвестрович Ступка, и пригласил работать на главную сцену страны — Театр им. И. Франко. И актриса с радостью приняла такое предложение, несмотря на то, что работа в новом, да еще и таком звездном коллективе внесла в ее жизнь свои коррективы и поставила новые задачи.
«Не скажу, что мне было очень уж легко работать в Киеве... Однако я всегда стараюсь брать пример со старших, более опытных актеров (Богдана Ступки, Анатолия Хостикоева и других), перенимать их профессиональный опыт, учиться мастерству, — говорит актриса. — Конечно, невозможно со всеми коллегами поддерживать товарищеские отношения — так в жизни, наверное, не бывает. И, вместе с тем, среди актеров-франковцев у меня есть довольно много хороших друзей, с которыми с удовольствием встречаюсь, которые мне очень приятны».
НАТАЛКА NOVA
После роли Наталки в спектакле «Наталка Полтавка» (режиссер Александр Ануров) Татьяна Михина не проснулась известной, однако ее заметили, признали, о ней начали писать столичные журналисты и театральные критики. И не зря, ведь ее героиня не просто персонаж, «классически» выдернутый из национального архива... Наталка-Михина — хотя и верна драматургической истории, как положено, этническая и фолковая (кстати, вокальные данные актрисы вполне отвечают требованиям к этой роли), Татьяна — новая Наталка Полтавка. Есть в ее характере и своеобразная игривость, которая иногда лишена излишнего мелодраматизма, и женская психологическая гибкость, о которой вряд ли думал Иван Петрович Котляревский, и даже некоторая ирония. Одним словом, Наталка Татьяны Михиной осуществилась (конечно, дополнительный шарм актрисе прибавило сотрудничество с просто-таки национальным рок-героем Олегом Скрипкой, который сделал аранжировку музыки Лысенко, специально написал свои композиции для спектакля, а также замечательно сыграл роль Выборного). Но несмотря на уже «готовый» успех, актриса считает, что ее появление в этом мюзикле является абсолютной случайностью:
«У моей Наталки Полтавки довольно странная история, — признается Т. Михина. — Я участвовала в кастинге (были нужны актеры, которые умеют петь), но мне не перезвонили и не сказали о результатах. Даже горько было и обидно... Однако спустя некоторое время, когда уже и не надеялась, что буду играть в спектакле, меня пригласили на роль Наталки... Она имела особое значение в дальнейшей моей судьбе».
Кстати, франковцы с огромным успехом показывали этот мюзикл на гастролях в Севастополе, Санкт-Петербурге (Россия), Перемишле (Польша), Нью-Джерси (США) и немало аплодисментов получила Татьяна Михина, как исполнительница главной роли.
КРЕДИТ ДЛЯ ЭДИТ
Интерес к истории парижского «воробышка», наделенного большим талантом и несокрушимым духом, на киевской театральной сцене является неоспоримым. Хотя до постановки франковцев Эдит Пиаф большей частью появлялась в камерном пространстве (вспомним спектакли в театрах «Колесо» и «Браво», и уже впоследствии — в «Сузір’ї»). И, кстати, определенная интимность, исповедальность этой истории провоцирует именно такую стилистику и манеру изложения. В Театре им. И. Франко усилиями поэта Юрия Рыбчинского и режиссера Игоря Афанасьева к известному уже сюжету подошли не просто более пафосно и монументально, отдав настоящую дань знаменитой Королеве шансона, осуществив постановку оригинального мюзикла «Едит Пиаф. Жизнь в кредит». На главную роль пригласили Татьяну Михину, которая вспоминает работу над этой ролью с особым воодушевлением и теплотой: «Дело в том, что с Игорем Афанасьевым мы уже работали в спектакле «Ревизор». Более того — мы друзья, поэтому такое сотрудничество было вполне органичным и приятным, ведь имели место творческое взаимопонимание и совместный профессиональный опыт. К Юрию Рыбчинскому я отношусь как к настоящему мэтру. И, мне кажется, что наш тандем оказался довольно продуктивным и результативным».
Кстати, когда Татьяна Михина появилась на сцене в роли Пиаф, узнать в ней актрису, которая играла роль статной и колоритной Наталки Полтавки, было сложно: сгорбленная, хромая, словно искалеченная физически и духовно, ее героиня, однако, казалась абсолютно свободной (независимой ни от ударов судьбы, ни от человеческих пересудов). Что-то будто пульсировало в ней на грани бесовского и божьего. От трогательности и закомплексованности — до стойкости духа и свободы гения актриса поражала зрителей своим мастерством... казалось, ей было так просто быть причастной к самой Эдит. Кроме того, сложно делать выводы, на что была сделана ставка — на вокальные тонкости или драматические умения — чувствуется абсолютная целостность образа. К тому же, Татьяна во время работы над ролью ставила перед собой и некоторые специфические задачи: «Наряду с чисто голосовыми и драматическими моментами, а также актерскими приемами, во время работы над созданием очень непростого характера Эдит Пиаф, я довольно значительное внимание уделяла пластичному решению этой роли, поэтому у моей Эдит, как это не удивительно, много хореографических находок, попыток и определенных достижений»...
ЗА КУЛИСАМИ
Кроме работы в Театре им. И. Франко, у Татьяны Михиной большая мечта — попробовать себя в кинематографе: «Это для меня довольно новое и еще неизведанное дело, ведь телевизионного или киноопыта у меня пока что нет, хотя ощущаю, что у меня бы получилось»... Кроме того, в ее планах — работа в Харьковском театре «Арабески». Известный украинский писатель Сергей Жадан специально для актрисы написал пьесу «Ред Элвис», которой, бесспорно, хотелось бы дать сценическую жизнь.
В жизни Татьяну поддерживает ее семья. Кстати, муж — также представитель творческой профессии (гитарист группы «Люк», дизайнер, преподаватель Харьковского национального университета им. В. Каразина). Сыну Тарасу еще только полтора года. Михина признается, что не знает, захочет ли он связать свою жизнь с театром или кинематографом — пока что супруги шутя называют его футболистом, ведь он так охотно проводит время за игрой с мячом...