Звучание и резонанс «Всеукраинских дней прессы и книги-99»
Хотел того Юрий Михайлович Мушкетик или не хотел, а своей грустной сентенцией на пресс-конференции, предварявшей «Всеукраинские дни прессы и книги-99», затронул, быть может, самую суть проблемы. Заглянул туда, куда, наверное, не всем организаторам этих дней хочется заглядывать, «потому что во многой мудрости много печали». Что тут поделаешь? И чего, казалось бы, грустить? Собрались хорошие люди, приложили множество сил, сделали прекрасную выставку, не взяли за нее ни копейки у государства...
Нет, правда. Я бродил по этой выставке, и глаза мои разбегались. Я долго не мог оторваться от стенда издательства «Українська енциклопедія». И от бесконечной, наверное, «Книги пам’яті України». И долго-долго держал в руках великолепно изданную монографию «Дива печер Лаврських» издательского дома «КМ Асаdemia». И приценялся к томику «Видубицький монастир» издательства «Техніка». И представлял себе радость общения, которую испытали, наверное, издатели, восхищаясь достижениями коллег и обсуждая планы на будущее. И немного завидовал непосредственности представителей периферийной прессы, которые могли высказать Министерству информации свои просьбы, претензии и предложения. Услышать рассказы о пусть небольших, но значимых для них успехах в Харьковской области, в Крыму, на Донетчине. И то, что выставка имела резонанс, я окончательно понял уже после ее окончания, когда собрав все необходимые мне интервью, не спеша направился в сторону метро. Навстречу мне двигалась стайка молодых ребят, которые наперебой стали спрашивать: «Где тут выставка книги?» Нужно было видеть их огорчение, когда выяснилось, что выставка уже закрыта, чтобы подумать: поминки по отечественной книге стоит отложить.
Но все это лишь в том случае, если не вспоминать, что большинство изданий «Української енциклопедії» мне не по карману. Что томик «Видубицький монастир» мне по карману только в течение нескольких дней после зарплаты, а его полиграфическое исполнение оставляет желать... Что неожиданная дешевизна (6 грн.) монографии «Дива печер Лаврських» объясняется поддержкой Католического (!) научного общества. А общение издателей между собой почти непременно сводилось к вопросу: «Где взять спонсора?». И, самое главное, если не знать о том, что выставка проведена на деньги фирмы «Мєдвін», которая взяла на себя не только финансовые, но и организационные хлопоты. Конечно, Эдвин Михайлович Задорожный, генеральный директор «Мєдвіна», ходил гоголем. И по-моему, имел на это право. Раз уж государство плевать хотело зигзагами на отечественное книгоиздание, то можно только перекреститься, что еще находятся люди, готовые его хоть как-то поддержать.
То, что Э. Задорожный имел в виду и какую-то свою выгоду, лежит, конечно, на поверхности. Ну и что с того? Это, быть может, один из самых отрадных моментов во всех «Всеукраинских днях книги»: бизнесменам и книгоиздателям становится выгодно идти навстречу друг другу.
А за державу, конечно, обидно. Когда на упомянутой уже пресс-конференции я услышал, что Мининформ просил фирму «Мєдвін» проспонсировать выставку, я внутренне охнул. Дожили, что называется. «Але, може, воно має сенс... Куди ж нам діватися?» Сам же пан Задорожный просил меня написать вот что: «В державі становише ненормальне. Але треба працювати. Зменшення орендної плати для дитячих видавництв — це вже великий здобуток. Треба зменшувати податки на книговидання. Треба робити такі виставки... І треба багато років вперто працювати. Лише тоді в державі буде гарно. І таки буде». Ну вот, написал. А теперь упрекайте меня в скрытой рекламе сколько хотите. И к тому же это не скрытая реклама, а голый факт, прекрасный штрих к общей картине состояния книжного дела в Украине.
Газета «День» уже обращалась к проблемам книгоиздания в нашей стране. Вполне подробную и убийственную статистику желающие могут найти в газете за 9 декабря прошлого года.
Огорчает то, что даже коллеги-журналисты не вполне представляют себе истинного положения вещей. Министерство информации по их просьбе озвучило на пресс-конференции такие цифры: в 1997 году в Украине вышло 6308 наименований книг и брошюр. Из них на украинском языке, отметил он с видимым удовлетворением, — 3141, на русском — 2365. Некоторое лукавство этого соотношения в том, что в структуре книгоиздания учебные издания (а подавляющее большинство их издается, естественно, на украинском) составляют 1731 наименование. То есть около половины украиноязычных изданий — учебники. Ну и пересчитайте теперь это соотношение сами.
Огорчает то, что проблема языка изданий постоянно рассматривалась сама по себе в чистом, так сказать, виде. Тогда как, на мой взгляд, процент украиноязычных изданий на рынке — это всего лишь косвенный, хотя и достаточно надежный показатель выживаемости украинских издательств.
Огорчает то, что на фоне тотальной предвыборной борьбы за средства массовой информации (вплоть до тактики выжженной земли) у правительства не нашлось денег оплатить уже выполненный госзаказ по школьным учебникам. И что в бюджете на нынешний год этих денег тоже не будет, а если и будут, то ими пожертвуют для чего-то более полезного в год выборов.
Огорчает...
Да Бог с ним, в конце концов! А бастующие энергетики нас огорчают разве меньше?
Да, были «Всеукраинские дни прессы». И была интересная выставка. И присуждались награды. И пришел факс из Москвы: там тоже хотят посмотреть на наши книги. И появились планы создать государственную, постоянно действующую международную выставку книги. И можно поерничать по каждому из этих поводов, да что-то не хочется. А хочется сказать «спасибо» организаторам этих дней и надеяться на лучшее.
Выпуск газеты №:
№38, (1999)Section
Тайм-аут