Перейти к основному содержанию

Звуковая летопись страны

Мировая и украинская классика — в проекте «Мистецькі зустрічі»
20 сентября, 20:20
ГАЛИНА БАБИЙ

22 сентября в Большой концертной студии Киевского дома звукозаписи — концерт к 85-летию со дня рождения знаменитого певца Константина Огневого. Событие проходит в рамках проекта «Мистецькі зустрічі», стартовавшего в июле выступлением художественных коллективов Национальной радиокомпании Украины к 20-летию Независимости. Идея принадлежит генеральному директору НРКУ Тарасу Аврахову. Завтра в мероприятии «Прославленные ученики — прославленному Учителю» примут участие оперные певцы Игорь Борко, Петр и Павел Приймаки, Вадим Солодкий, оркестр народной и популярной музыки Украинского радио под управлением Святослава Литвиненко. Воспоминаниями о Константине Огневом поделятся дочь Татьяна Огневая и его концертмейстер Любовь Беглецова. Вход бесплатный. Канал «Культура» предложит в своем эфире послушать программу в полном объеме, а Первый национальный телеканал и Первый канал НРКУ подготовят теле- и радио версии. Об этом и многом другом «День» беседует с ведущей «Мистецьких зустрічей» Галиной БАБИЙ, одной из самых интересных ведущих Украинского радио.

— Год назад, заняв должность генерального директора НРКУ, Тарас Григорьевич Аврахов был приятно удивлен нашим творческим арсеналом — рассказала Галина БАБИЙ. — А это — симфонический оркестр, оркестр народной и популярной музыки, хор им. П. Майбороды, детский хор, трио бандуристок и еще десяток солистов. К тому же у нас есть большая концертная студия Дома звукозаписи — кстати, лучшая в Европе! Она строилась как профессиональная, то есть с архитектурным учетом всех параметров акустики. У Аврахова возникла идея устраивать там совместно с Национальной телекомпанией художественные вечера, посвященные самой выдающейся дате месяца. Название проекта указывает на то, что таким образом пишем звуковую летопись страны, (она войдет в наши фонды) привлекая к этому культурному процессу слушателей.

— Каким датам будут посвящены следующие «Мистецькі зустрічі»?

— Хотелось бы организовать большой концерт нашего симфонического оркестра под руководством Владимира Шейка, в котором прозвучала бы любимая многими классика. К Рождеству два наших хора — Академический имени Платона Майбороды и Детский — могли бы представить программу из колядок, щедривок и духовных произведений. А потом — время покажет.

— Галина, вы как заместитель директора творческого объединения Первого канала Украинского радио, в частности, определяете музыкальную политику. Каковы ваши приоритеты?

— Очень хочется Первый канал Украинского радио сделать интересным. Не секрет, что есть много такого, от чего стоит избавиться по требованию времени. Есть программы устаревшие. Но если они идут 40 лет, то, очевидно, имеют слушателей. Проблема — от этих программ отказаться. В то же время проблема — держать их в эфире. К тому же не все работники могут понять, что нужно работать по-другому: например, не очень охотно воспринимают технические новинки, не хотят учиться монтировать. А не за горами то время, когда редактор должен будет отвечать за всю передачу — от написания текста, начитки в студии до целостного звучания. Так уже работают ведущие радиостанции мира — в частности, Би-Би-Си. У нас пока что есть звукооператоры, которые с этим справляются. Но модернизация — неминуема, и редакторы скоро будут делать это сами. На мой взгляд, автор программы лучше видит ее концепцию, чувствует драматургию.

Сейчас мы отказываемся от концертной формы музыкальных передач. Это когда-то не у всех были проигрыватели или магнитофоны, было мало записей, поэтому радио передавало новости и концерты. Теперь целесообразнее предлагать информативные динамические проекты: рассказы о композиторах, исполнителях, написании/исполнении ими произведений, об их слушательской аудитории, конечно, иллюстрировать все это фрагментами хорошей музыки. То есть подавать наиболее интригующие информационные моменты, а заинтересованный человек найдет для себя музыку в большем объеме. Кстати, это будет определенное стимулирование к тому, чтобы украинцы покупали диски, билеты на концерты.

Хочется поменять и вековой срез нашего слушателя. Многим кажется, что Украинское радио слушают только люди старшего возраста, в селах и те, у кого есть радиоточка. Сейчас мы появились и в FM-диапазоне — 105 FM (по крайней мере, в Киеве и 100 километров вокруг столицы). Поэтому приобщается все больше людей среднего возраста. Вот, например, приходит ко мне на прямой эфир Михаил Захаревич, генеральный директор Национального академического украинского драматического театра им. И. Франко и говорит: «Я слушаю вас всегда в авто». А я точно знаю, что Украинское радио в автомобиле лучше всего слушать на 105 FM. К тому же все программы Украинского радио звучат теперь и в интернете, поэтому нас все чаще слушают люди в офисах, которые уже жизни своей не мыслят без всемирной паутины. Мне бы хотелось, чтобы Украинское радио вернуло себе позиции благородного вещателя с грамотным журналистом в эфире, красивым произношением, выверенной информацией и, конечно же, хорошей музыкой.

— В 1995-м и в несколько последующих лет (вы работали на FM-радио и даже стали первым украиноязычным ди-джеем) можно было услышать больше украинской музыки, чем теперь. Когда, на ваш взгляд, началось ее «вымывание» из радиоэфира?

— Мне кажется, что слом тогда и начался. Как сказал мой хороший приятель, кстати, лауреат фестиваля «Червона рута» Сергей Круценко, уже появилось слово «формат» — термин не музыкальный, а скорее геополитический. Кстати, это была очень тонкая дискредитация украинской современной музыки. Всем навязывалось мнение, что чужое — это «формат», потому что его слушает весь мир. А украинское — неформат, так как кто его, кроме украинцев, слушает? Ищите себя, принимайте наши правила игры. А мы пока у вас похозяйничаем. Так наши группы перешли в андеграунд. И до сих пор так продолжается. Правда, сейчас FM-радио переживает не лучшие времена. Их в основном слушают в переполненном общественном транспорте. (Извините, не хочу обидеть многих талантливых коллег, работающих там). И на сегодняшний день FM-ки не так владеют разумом и настроениями людей, как в середине 1990-х, когда только зарождались. По-видимому, они тоже будут искать новые формы существования. Как по мне, действительно форматное радио — это радио жанровое: на этой волне — джаз, на этой — классика, на этой — рок-н-ролл и уж совсем фантастическая волна — волна аутентики. Сразу нашли бы своего слушателя. Так во всем мире. А то, что Киркоров и Пугачева — формат, а Сашко Положинский и Юрко Журавель — неформат, это не аргумент.

— Украинцам на протяжении стольких лет навязывается чужая жизнь, причем низкопробная. Отсюда и занижение вкусов. Вы еще и ведущая программы «Добридень», где со своими гостями обсуждаете наше культурное пространство. Поэтому скажите, пожалуйста, как изменить ситуацию?

— Только эволюционным путем, предлагая иное — лучшее качество. А украинцы — люди разумные. Просто постгеноцидные, доверчивые, пассивные в выборе. Но уже немало тех, кто выделяется из общественности. К тому же выросло поколение, не заставшее советскую власть, железный занавес от всего мира: у него нет ограничений в информации, музыке, книгах, оно не травмировано тоталитаризмом.

У нас есть большая проблема с чужой информацией. Людям, не являющимся жизненными локомотивами, по сути, впрыскивают информацию — бром для равнодушия. Но и до них можно достучаться. Главное — каким-то образом им приоткрыть занавес другой музыки, другой культуры и другой жизненной философии в целом. Так потихоньку-потихоньку. Не думаю, что кто-то себе враг или своим детям. Каждому хочется, чтобы, по крайней мере, они были умнее, образованнее, жили лучше. Одним словом, это — процесс. Работаем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать