Монологи Влада Троицкого: о виденьи перспективы

Напомним, Влад Троицкий является основателем ЦСИ «ДАХ», музыкальных коллективов «ДахаБраха» и «Dakh Daughters», а с недавнего времени — художественный руководитель Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества. Режиссер впервые после назначения на новый пост публично озвучил свою программу в Музее театрального, музыкального и киноискусства. Вниманию читателей предлагаем фрагменты беседы с режиссером.
О КИЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
— Мое назначение на должность художественного руководителя Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества считаю неожиданной ситуацией, ведь мое сотрудничество с государственными учреждениями очень специфическое, — признался Влад ТРОИЦКИЙ. — Государство само по себе, я сам по себе! И вдруг я появляюсь в театре, штат которого насчитывает 374 человека. И даже сама цифра привела меня в мистический ужас: симфонический оркестр, балетная труппа, хор и солисты в два состава. Позитивным моментом для меня было то, что все эти люди работают, поддерживают свои умения, очень трепетно относятся к своей работе, в противовес другим театрам. Но есть небольшой недостаток — это устаревшая презентационная и визуальная форма спектаклей.
Первое, что сделал в музыкальном театре, — выгнал из фойе выставки промышленных товаров. Я не понимаю, как детей можно вести на спектакль мимо рядов с одеждой и обувью. Странно, что никто из актеров до сих пор не возмутился, я бы не вышел на сцену танцевать в «Лебедином озере», пока это безобразие происходит в театральном фойе. Я уже провел первый эксперимент с хором в Музыкальном театре, вывел вокалистов в фойе. Это 18-метровое купольное пространство — практически уникальное храмовое помещение, которое нужно использовать для творческих практик. Попросил певцов стать полукругом и пропеть духовный репертуар. И мы получили новое звучание хора! Произошло чудо, на лица вокалистов опустилась благодать... Впрочем, как всегда в коллективе, самые консервативные защищают свои права, а те, кто чувствует ростки нового, быстро оказывается под воздействием более сильных. Мне важно привести актера в красивое состояние. Имею в виду не макияж или костюм, а внутреннее сияние...
ПРЕВРАЩЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА В... «СКОВОРОДА-ЦЕНТР»
— В первую очередь, нужно сменить название с тяжело выговариваемого Киевский муниципальный академический театр оперы и балета для детей и юношества на более благозвучное и простое, например, «Сковорода-центр», ведь само помещение театра находится напротив памятника Григорию Сковороде. Но это изменение названия не театра, а данного помещения, которое вместит в себе еще несколько творческих институтов. Доминантными остаются спектакли для детей и юношества музыкального направления. Новое название лишь расширит диапазон и целевую аудиторию. Так, в репертуаре есть прекрасные спектакли, которых не коснутся изменения, но некоторые из них будут осовремениваться и дополняться. Например, оперный и балетный проект «Абетка», который необходимо лишь откорректировать. Кроме того, мы будем тесно сотрудничать с Центром современной хореографии во главе с Раду Поклитару. Сейчас запускаем проект вместе с British council и Французским институтом, ездим за границу смотреть шоу-кейсы и выбираем интересных хореографов из Великобритании, Германии, Франции, Израиля, России, которые будут ставить с труппой новые балеты, чтобы киевская публика поняла, что современная хореография в Украине есть!
Концентрированный показ дает возможность выбрать лучших хореографов. Также хотелось бы открыть Центр современной оперы, ведь у нас нет даже понятия — «Новая опера». Это абсолютно пустая ниша! То же самое касается репертуара для юношества. Возрастная категория от 12 до 17 лет не получает никаких спектаклей. И еще нужно увеличить вечерний репертуар театра, ведь есть потенциальная зрительская база Киево-Могилянской академии, элита гуманитарного образования Украины, и было бы хорошо, чтобы вечером они могли посмотреть что-то достойное. Это будут отдельные творческие институты, где могут принимать участие все работники Муниципального театра, они также будут давать возможность увеличить и материальный доход актеров.
Для Центра существует три зала и его можно запустить в режиме нон-стоп, практически с восьми утра и до вечера, возможно, даже продолжить ночной историей. Ведь странно, что вечером в таком помещение в центре города тишина, почему бы не использовать его с выгодой. Считаю, что нужно изменить менеджмент театра. Меня возмущают дневные спектакли по будням, которые играют актеры для школ. Толпы детей, которых принудительно загоняют в театр, абсолютно не воспринимают спектакль. Это не дает никакого образовательного результата, а потому эту систему культпоходов необходимо менять.
Сегодня меня обвиняют в том, что выгоню бедных работников театра. Нет, неправильно по-советски делать зачистку. Никто не будет уволен из творческого коллектива! Сегодня нужно преодолеть недоверие коллектива к новому, ведь актеры напуганы, а те, кто захочет измениться, будут работать дальше.
Первые проекты в «Сковорода-центре» планируются на декабрь. А большие творческие события состоятся весной. Я вижу Контрактовую площадь культурным центром Киева. Гостиный двор — это не только жертва. Наоборот, ужасное старое помещение отремонтируют, а кроме бутиков там планируют сделать и театральную площадку. Плюс «Сковорода-центр» может быстро стать одним из наиболее интересных театров Киева. Для этого необходимы средства на свет, на технику, на расширение репертуара, а это не такие большие деньги.
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СОЗНАНИИ
— Сейчас в Украине начинается удивительное время, когда люди перестали чувствовать себя «отстоем», и мне это очень нравится. Постоянно звучит — мы «окраина», и нам нужно выбирать между Европой и Россией. Но главная проблема в нас самих — как мы относимся к своей жизни и что готовы в ней изменить. Во Львове это началось немного раньше, а в Киев пришло недавно. Это состояние куколки-бабочки, когда она еще не красива, но впоследствии откроет свои крылышки и начнет летать. Меня радует, когда появляется ощущение доверия друг к другу.
СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЫБОРА И РОКА
— Если ты не будешь корректировать свою жизнь, рок тебя «съест»! Каждому из нас ежесекундно дается возможность что-то сознательно изменить. Здесь возникает только один вопрос: хватает ли у тебя мужества? Например, у меня после тяжелых разговоров с коллективом бывает, что, возвращаясь домой «разделанным мясом», думаю о том, что нужно выпить вина и немного расслабиться. Но на следующий день понимаю, что так можно спиться! Лучше сделать гимнастику или прочитать хорошую книгу...
Выпуск газеты №:
№213, (2013)