Перейти к основному содержанию

АФОНСКАЯ МОНАШЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА УКРАИНСКИХ ВЕРУЮЩИХ

14 июля, 00:00
 

В газете «День» от 5 июня 1998 года я встретился со на статьей Тараса Ткачука «Украинский Афон: величие и пустота святого места» и с тех пор заинтересовался тематикой украинско-греческих отношений. А они были и остаются в культурном отношении многогранными. Афонские монастыри имели и имеют очень большое влияние на православных верующих Украины.

Гора Афон находится на одном из трех отрогов полуострова Халкидика на уровне 2 километров над Эгейским морем. В античные времена, на холмах, ютящихся у берега моря, бурлила жизнь. Там располагалось 5 городов. Когда Греция попала в зависимость от Римской империи, города эти пришли в упадок, а на горе начали поселяться монахи- затворники и анахореты. Византийский император Константин Погонат (668—685 годы правления) отдал Афон (или, иными словами, Айон Орос) в исключительное владение этих монахов. Так создавалась Афонская монашеская республика.

Интересную легенду об Афоне приводит французская журналистка Кристина Кенон. Согласно ей, когда Дева Мария воскресла, она со святым Иоанном Евангелистом решили побывать у Лазаря в Кипре. В связи с сильной непогодой в Эгейском море их выбросило на восточное побережье горы Афон. Мария стала просить сына даровать ей власть над Афоном. В ответ услышала она с небес: «Пусть это место будет твоим садом, твоим раем и пристанищем для всех ищущих спасения. Поэтому монахи назвали гору «Садом Пречистой», а греки «Святой Горой» (Хагиос Орос).

Грек Афанасий учредил первый укрепленный мужской монастырь приблизительно в 962—963 годах. В это время на украинских землях еще господствовало язычество. Количество монастырей (только мужских!) постепенно достигло двадцати и с тех пор остается неизменным. На Айон-Орос возникли и до сего времени существуют 17 греческих, 1 сербский, 1 болгарский и 1 русский монастыри. Последний, что интересно, сейчас находится в ведении РПЦ Московского патриархата. Основан он был на Афоне под названием Пантейлемонов в 1080 году, когда императором Византии был Алексей Комнин, а на Руси вот уже третий год была единоличная монархия Всеволода. Припомним нашу прославленную «Повесть временных лет». Двенадцать монахов под руководством Антония, пишет Нестор, выкопали большую пещеру и кельи в Киеве. Собрал их после Антоний и сказал: «Это Бог вас, братья, собрал, и вы здесь по благословению Святой горы, по которому меня постриг ее игумен, а я вас постриг, — пускай снизойдет благословение на вас, первое — от Бога, второе — от святой Горы». Так был основан Киевско-Печерский монастырь. После благословения из Афона. Настоятели его, а также обычные монахи считали необходимым осуществлять паломничества на Афон подобно тому, как мусульмане посещают Мекку. Такие связи необходимо было поддерживать, хотя бы учитывая распространение в русских землях иконописи, переводов служебных книг. По свидетельству митрополита Климентия, в ХIII веке на Руси греческий язык знало 400 человек.

Преподаватель Каменец-Подольского государственного педагогического университета Иов Винокур в своей статье «Літописний Полонний» цитирует Древнерусскую летопись: «...сын литовского князя Миндовга Войшелк стал княжить в Новгородке... Он убивал каждый день по 3—4 человека, был поганином, однако вздумал принять крещение. Покрестился в Новгородке... Потом пошел он в Полонный (где был монастырь) к игумену Григорию и постригся в монахи, и пробыл в монастыре у Григория три года. Оттуда же пошел в Святую гору, приняв благословение от Григория». Летописный Полонный — современный город Полонное в Хмельницкой области. Руины упомянутого монастыря (ХIII в.) до сих пор не найдены. А его настоятель игумен Григорий «был такой человек святой, какого до него не было (!) и после него не будет... можно было идти в Святую гору, приняв благословение от Григория», говорится в летописи. Этим, как видим, Войшелк и воспользовался.

В XIV — XV веках «калеки» (с греческого — «обувь»), как пишет Михаил Грушевский, из русских земель массово посещают Иерусалим, Константинополь, Афон. В конце XVI в. на Афоне побывал выдающийся украинский полемист Иван Вышенский. Его путь туда даже исследовал востоковед и полиглот Агатангел Крымский. По его мнению, дорога Вышенского проходила через Молдавию, города Рущук, Пловдив, Константинополь, оттуда — морем на Афон. Иван Франко считал, что полемист шел к Святой горе через Карпаты, Венгрию, Сербию, Верхнюю Албанию, города Охрид, Велес, Солунь. Кстати, именно в конце XVI века при поддержке княгини Анастасии Юрьевны иеромонах Григорий в Троицком монастыре (в XIX ст. это была околица села Двирец Заславской волости Волынской губернии) начинает переводить Евангелие с греческого на русский язык. В 1561 году он стал архимандритом Пересопницкого монастыря, где и завершил перевод этого Евангелия. Позднее ученые окрестят это Евангелие «Пересопницким».

До конца средневековья монастыри на Афоне становятся богаче. (В 1460—1830 гг. Святая гора номинально подчинялась Османский империи. Это подчинение только способствовало стабильности количества монастырей). Например, еще до оккупации Греции турками Хиландарский монастырь на горе Афон владел 360 селами, разбросанными между Фессалониками и Поморавьем. В грамоте, отправленной ему, говорилось о необходимости возвращения монастырем крестьян, убежавших на его земли от «великого жупана» или каких-то других соседей-землевладельцев. За период между ХI и XVI веками количество монахов на Афоне уменьшилось с 6 тысяч человек до 1500.

В Новое время взаимоотношения с Афоном несколько ослабевают. Возможное объяснение этому — экономический упадок монастырей на Святой горе в XVII — середине XVIII в. В это время им помогают... украинские казаки. Некоторые из них остаются на Афоне навсегда. Историк Владимир Рычка пишет: «Казацкие гетманы опекали целый ряд монастырей на святой Афонский горе, где после ликвидации Запорожской Сечи поселилась часть запорожцев». Как видим, казаки не стали служить чужим интересам. Греки Украины (главным образом, жители Одессы) в 1814 году учредили в этом городе общенациональную патриотическую организацию «Филини Этерия» («Дружеское сообщество»). Благодаря деятельности этой организации в 1821 году Греция и завоевала независимость от Турции. После такого события деятели русской православной церкви восстанавливают взаимоотношения с Афоном. Тарас Ткачук писал, что через 180 лет Скит Манявский (расположенный за 50 км к северу от Ивано-Франковска) после своего основания пришел в упадок. Этот скит, называемый «украинским Афоном», был закрыт австрийскими властями в 1785 году. Только в 1925 году о нем вспомнили русские православные. Вот что пишется в статье «Въ Манявскомъ Скиту», помещенной в журнале «Воскресное чтеніе» (№ 43 за 25.10.1925 года): «В день Преображения Господня состоялись церковные торжества на месте бывшего старинного православного монастыря» Великого Скита Манявского... Был он закрыт 140 лет тому назад правительством Австрии. На протяжении этого времени здесь не происходила служба Божья». Отслужили молебен Спасителю о. Иеромонах Пантейлемон, и. о. настоятеля Львовского православного прихода, военный священник о. Стефан Рудик в преддверии праздника. На следующий день утром о. Рудик читал проповедь на украинском языке. После Литургии отслужен акафист Спасителю. Далее процессия выступила к «блаженному камню», где был отслужен молебен и освящена вода вблизи местного источника «Скитец», вода которого, согласно поверьям местных крестьян, обладает целебными свойствами и за которой приходят верующие отовсюду. После этого процессия возвратилась от источника к руинам монастыря, где была отслужена панихида по основателям Манявского Скита и его монахам. «Руины монастыря сохранились весьма хорошо. На воротах сохранились святые иконы, а на колокольне — надпись: «Колокольня эта построена на средства обители сей». На другой башне, имеющей еще три этажа и некогда являвшейся ризницей, сохранились иконы Спасителя и Воздвижения Честного Креста Господнего, а также надпись: «Обитель сию построили ревнивцы веры Православной монахи горы Афонской». Кроме того, есть еще немало полуразрушенных келий для монахов. От церкви не осталось и следу, поскольку после закрытия монастыря церковь была продана и снесена».

Интерес к афонскому культурному наследию в сегодняшнем мире отмечается не только среди православных верующих, но и в светских кругах. В монастырях Афона сохраняется более 10 тысяч рукописей, написанных на греческом, арабском, славянских языках. Доступ к ним ограничен. Имеются сведения, что старейшая рукопись датирована IX веком. Разумеется, это книги религиозного содержания. Но кто его знает? Есть там и старинные иконы. В 1997 году в Фессалониках издана книга-каталог «Сокровища горы Афон» на греческом и английском языках. Может быть, она пригодится исследователям украинской и мировой истории? Афонскому наследию еще предстоит обрести своих исследователей в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать