Аристотель о власти
Аристотель (IV ст. до н.э.) — выдающийся древнегреческий историк и философ, который значительную часть своего творчества посвятил исследованию государственного строя как такового. В большой работе «Политика» он обобщил опыт государственного устройства 158 (!) государств-полисов древнего мира. «Законы, обычаи, государственные учреждения и порядки почти всех государств — не только Греции, но и варварских стран — знаем мы, в основном, благодаря Аристотелю», — писал Цицерон. Творческий метод Аристотеля характеризуется определенным уровнем непредубежденности, несмотря на то, что сам он был сторонником республики граждан «среднего класса».
Между прочим, Аристотель был воспитателем Александра Македонского, — воспитателем, о котором знаменитый ученик сказал: «Своему отцу (царю Филиппу) я обязан тем, что живу, тогда как Аристотелю — тем, что живу достойно».
Ниже приводим несколько соображений Аристотеля о государственном устройстве. Они свидетельствуют, в частности, что проблемы, связанные с управлением государства, с отношениями в системе «власть — народ» за последние 2500 лет изменились поразительное мало — скорее по форме, чем по содержанию. Поэтому в истории нашей цивилизации не было эпохи — античность, средневековье, новые времена — когда бы люди не читали, не изучали Аристотеля, не почитали этого грека из древнего города Стагиры.
«Человек по своей природе — существо политическое (гражданин государства). А кто, по тем или иным причинам, живет вне государства, тот — сверхчеловек или недочеловек. О таких людях Гомер говорит: «Без рода, без племени, вне закона, без очага».
Тирания устанавливается благодаря тому, что выдающиеся умные личности отстраняются от власти, а разные полезные образовательные общества закрываются. Власть делает так, чтобы все относились друг к другу словно чужестранцы — ведь общение порождает доверие. Тиранам по нраву всякое лукавство, лесть. А еще необходимо тирану — хотя бы для вида — с пламенной любовью относиться к религиозным культам. Тогда подданные будут лучше думать о нем.
Признаком олигархического строя является то, что добиться государственных должностей могут только те граждане, которые владеют значительным имуществом. А бедные, хоть и составляют большинство, здесь не имеют доступа к занятию должностей. Главное — богатство. И хотя некоторым кажется, что всякое богатство должно ограничиваться необходимостью, на самом деле происходит как раз наоборот: все, кто стремится к деньгам, пытаются увеличить свое состояние до бесконечности».
При условии, когда народу свойственны ум и рассудительность, для государства наиболее полезным будет народовластие, а не власть нескольких лиц, даже порядочных или богатых.
Из природной сути государства неизбежно следует, что у него будет наилучшее устройство тогда, когда его будут составлять «средние» граждане. Поэтому демократии пользуются большей по сравнению с олигархией безопасностью — их существование длительнее и спокойнее именно благодаря наличию в них средней составляющей, представленной в государственной демократической жизни. Когда средний слой отсутствует, а бедняки превосходят всех своей численностью, государство сталкивается с трудностями и движется к гибели.
Государство, опирающееся на господство средних слоев, стоит ближе к демократии, чем к олигархии, и наиболее устойчиво.
Народ, состоящий из хороших граждан — рассудительных и умеренных, должен иметь заметное влияние на управление государством, наблюдать за правительством. Тогда укрепится и власть, поскольку она будет ощущать поддержку со стороны народа, и всякое зло в обществе будет искореняться благодаря совместным усилиям. А народ, состоящий из ничтожеств, этого не достоин.
Народ, отстраненный от участия в государственном управлении, переносит это спокойно, даже с радостью только в одном случае — когда ему не мешают заниматься своими собственными делами. Когда же народ подозревает, что власти разворовывают государственное имущество, он начинает роптать.
Общеизвестно, что в государстве, которое желает установить правильный строй, граждане не должны беспокоиться о предметах первой необходимости. Ведь обнищание граждан всегда порождает бунты и преступления. Поэтому настоящий сторонник народа должен следить за тем, чтобы простой люд не имел слишком больших имущественных затруднений, поскольку бедность народа опасно портит демократический уклад.
Кто требует, чтобы господствовал закон, тот хочет, чтобы господствовали и божество и разум; а кто требует, чтобы господствовал человек, тот проявляет несомненное дикарство. Что сводит даже лучших правителей с истинного пути. А закон — это разум вне страстей и желаний.
Не приносит пользы легкомысленное отношение к законам — ситуация, когда их часто отменяют или меняют. Граждане, приноровившись к такому положению дел, начинают без страха нарушать законы, видя, что их легко меняют. Такое положение дел подталкивает граждан жить не по законам, а по обычаям.
Для всякого государственного строя самое главное вот что — наладить с помощью законов и постановлений такую систему управления, при которой у должностных лиц не было бы возможности превращать государство в источник своей наживы. Ведь людей благородных и честных в любом крае очень мало, тогда как богатых и нищих — множество.
Лица, которые собираются занять управляющие должности, должны удовлетворять трем требованиям: 1) благосклонно относиться к существующему государственному строю; 2) обладать достаточными способностями, чтобы выполнять служебные обязанности; 3) быть честными и справедливыми независимо от формы государственного строя.
Стабильность государственного строя требует приучения граждан к послушанию. Ничто так не делает законы действенными и полезными, как устоявшиеся обычаи и послушание, если к ним приучить граждан. Поэтому всякое воспитание должно быть согласовано с законами государства. Между тем, сегодня сыновья правителей — развращены, а сыновья бедных — до изнеможения работают. То и другое неотвратимо приводит к перевороту в государстве.
Лучшее для всякого государства — его единство. Именно такого принципа придерживается мудрый Сократ. Здесь самое важное то, что количество желающих жить в том или ином государстве должно обязательно превышать количество тех, кто не желает этого».
Выпуск газеты №:
№143, (2004)Section
Украина Incognita