Благочестивое собрание
К празднику Покровы Пресвятой Богородицы в Украинском доме устроили замечательную выставку «Богородица, Дева, радуйся». Здесь представлены украинские иконы ХVII—ХХ веков: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Успение, а главное, — иконы Покрова Богородицы. Среди них есть истинные шедевры, преимущественно анонимные. Например, поэтическое, выразительное изображение печальной и очень красивой Богоматери черниговским мастером ХVIII в. Поражают гармонией изысканных цветов, сложной барочной композицией иконы-картины Боровиковского; мир, пространство в его иконах наполнены светом и воздухом. Экспонаты для выставки предоставлены Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником, Национальным художественным музеем Украины и другими собственниками. (Осмелюсь заметить, что экспонируемые иконы имеют разную художественную ценность; возможно, не все следовало бы выставлять.)
Ураганы войн, нашествий, революций уничтожили в стране бесчисленное количество икон; к счастью, много и осталось — «подвигом людей, сохранивших все эти сокровища», — как сказал профессор, протоиерей Николай Забуга. Так не пришло ли время собрать иконы, рассредоточенные по запасникам больших и малых музеев, а теперь еще и по частным фондам, и образовать Национальный музей украинской иконы? Иметь, наконец, постоянную экспозицию.
Выставка открывалась торжественно — выступали высокие функционеры, говорили друг другу благодарности, вешали на шеи ордена и, конечно, уважительно вспоминали патронат высшего лица государства. Что-то вроде незабываемых профсобраний недавних времен. По поводу же икон почти все выступающие говорили одни и те же слова — пересказывали текст пресс-релиза, который все присутствующие имели на руках. (Кстати, то же самое сделали и тележурналисты в вечерних новостях.) Не стала исключением и речь Министра культуры и искусств г-на Богуцкого: ни одного, не то что профессионального, а хотя бы интеллигентного слова об истории, живописи, сравнительных стилях представленных икон — чего можно было ожидать от такого лица.
Все это, впрочем, компенсировалось сладкой набожностью всех произнесенных речей, где каждым вторым словом было «Бог», или «молитва», или «чудотворная». Министр культуры, например, напомнил присутствующим, что все иконы освящены, а многие из них — чудотворные. Единственным оратором, употребившим термины «история» и «наука», был ректор Духовной семинарии УПЦ. Большинство выступлений весьма напоминали проповеди американских лжемиссионеров, ярко описанных когда-то Марком Твеном в «Приключениях Геккельбери Финна». Что за стиль усвоили в последнее время наши политики, бизнесмены и даже некоторые ученые? Хотелось бы смиренно напомнить, что слова «святоша» и «верующий человек» среди православных Украины никогда не были синонимами. Об этом свидетельствуют «хотя бы» произведения таких людей, как Шевченко и Гоголь.
Уверена, что даже люди церкви согласятся с тем, что икона в храме — это одно дело, а икона на художественной выставке — совсем другое. В храм идут молиться перед иконой. А вторая ее ипостась — искусство. Поэтому на выставку люди приходят удивляться красоте иконы, ее драматической истории; здесь она воспринимается как часть высокого искусства, как свидетель времени, в котором она была написана. Перед экспонатами не молятся. Так пусть же миру будет мирское, а церкви — церковное. Зачем смешивать храмовое со светским, особенно на трибунах?
Вот и я тоже, вместо того, чтобы несколько подробнее рассказать хотя бы об одном шедевре, представленном на выставке, написала о том же. О политике, которой пропитана наша жизнь.
Выпуск газеты №:
№191, (1999)Section
Украина Incognita