Церковь наших соседей
Во время короткой командировки в Румынию удалось — хотя и очень поверхностно — познакомиться с некоторыми особенностями и обрядами Румынской православной церкви (РПЦ), которая сегодня является одной из четырнадцати общепризнанных Поместных церквей Вселенского православия. Румыния есть почти монолитной в религиозном смысле страной — 90% ее население исповедует православие. Это, главным образом, румыны, а также украинцы, болгары и другие немногочисленные славянские общины (почти все они имеют свои церкви и богослужение на собственном языке).
История христианства на территории современной Румынии (когда-то — Дакия) берет свое начало, как думают некоторые ученые, со времен завоевания Дакии римским императором Траяном (106 год н.э.). Известно также, что на Первом Вселенском соборе (325) присутствовал Готский епископ Феофил, который, согласно преданиям, проповедовал веру Христа дакийцам. О древнем дакском языке известно только то, что он, конечно же, существовал и что после завоевания страны Римом этот язык полностью растворился в латинице. Вместо этого появился румынский язык, который входит (так же, как многие другие языки Западной Европы) в семью романских (от «Рома» — Рим) языков. В самом древнем известном тексте румынского «Символа веры» идентифицировано 90% слов латинского происхождения и 10% — славянского.
Но при чем здесь славянский, спросит любознательный читатель? Это особая история. Случилось так, что в процессе войн и переселений народов раннего средневековья румыны, начиная с Х в., постепенно утратили тесные связи как с Римской, так и с Византийской церквями и попали под влияние Восточных славян, среди прочих — Болгарской церкви. Это привело к тому, что в Х веке они перешли на славянскую литургию Кирилла и Мефодия, приняли старославянский церковный язык, церковные книги и обычаи придунайских славян. Славянский язык стал для румын тем языком, каким когда-то была латынь для всей Западной церкви. Стоит подчеркнуть, что это был единственный подобный случай в христианском мире (если не считать исторически связанную с Румынией Молдову). Первая метрополия на территории Румынии была признана Константинополем в 1359 году, а первый румынский митрополит — в 1401 году.
Только в ХV в. начинают появляться первые церковные тексты на румынском языке. В 1648 году напечатан первый румынский Новый Завет; а в 1688 году в Бухаресте была переведена на румынский и напечатана Библия. Это завершило процесс румынизации литургической службы и церковной жизни. Почему румыны отказались от церковнославянского языка? Основных причин было две. Первая и основная — именно в те времена румыны четко сформулировали свою политическую Великую Цель — независимость страны. К тому же, старославянский язык стал тогда почти совсем непонятным для большинства румынов, в том числе — для духовенства. Так, после почти семисот лет церковнославянского богослужения, оно было вытеснено родной для румын речью. Однако и сегодня в стране остались следы церковнославянского — в лексиконе, а особенно — в надписях на иконах, на хоругвях, на стенах храмов. В этом можно убедиться, побывав в церквях и в Музее искусств Румынии — старый церковный язык употреблялся иконописцами и портретистами вплоть до начала ХХ века.
Кстати, румынский церковный язык стал определенной преградой на пути румынизации украинских православных людей, эмигрировавших в страну в ХIХ—ХХ веках. И хотя оба народа — православные, они мало бывают в церквях друг друга. И когда в каком-то селе нет украинской церкви, украинцы с большей охотой идут в болгарские, а не в румынские церкви.
Между тем Румыния может стать историческим примером для наследования Украиной — в 1859 году она стала независимым государством, а уже в 1864 году произошло самопровозглашение автокефалии Православной церкви страны. Соответствующий декрет подписали Правительство Румынии и Синод Румынской церкви (несмотря на категорические отказы Константинополя). А через 21 год (1885) Константинопольский патриарх Иоаким IV обнародовал все-таки Томос относительно признания автокефалии Румынской православной церкви, хотя интронизация первого патриарха Румынии состоялась только в 1925 году.
РПЦ, как и все другие церкви мирового православия, имеет немало обрядов, отличных от наших. Некоторые из них можно заметить сразу, с первого взгляда. Приведу несколько примеров. Первое, что бросается в глаза — это стулья или скамьи для верующих в храмах (так же, как в греческих и католических церквях). Удивило и то, что свечи ставятся не в храме, перед иконами, а в специальных железных ящиках с дверцами, которые стоят перед входом в церковь. Видела я и такое — во время воскресной службы большой храм в центре Бухареста со всех сторон был окружен (на уровне земли) маленькими огоньками. Оказалось, что верующие покупают возле храма или приносят из дому небольшой (в размер книги) железный ящичек и наполняют его песком. В этот песок ставят и зажигают невысокие свечи, которые вместе образовывают абрисы креста и перед которыми люди всех возрастов молятся на коленях, как перед собственными «алтарями». Таких маленьких огненных крестов вокруг храма — сотни.
Несколько необычна для нашего глаза архитектура румынских храмов, которая не похожа ни на католическую, ни на православную: обычно над крышей довольно низкой базилики строят две высокие круглые башни. Общая композиция кажется не очень гармоничной (на наш взгляд). Намного более привлекательны храмы ХV— XVI в. со странными и живописными куполами, напоминающими перевернутый цветок с загнутыми вверх лепестками.
Недалеко от одной старинной церкви, в самом центре города стоит современный и очень странный памятник. Представьте себе скульптуру — напряженный рывком вперед стройный молодой мужчина, протягивающий вперед шесть(!) сильных рук пловца. И как-то не сразу можно понять, что у этого юноши нет головы! К сожалению, не у кого было узнать расшифровку этого загадочного образа. После долгих размышлений, решила, что это очень хорошая идея, которую можно широко использовать в Украине: ставить нашим славным политикам «Памятники без головы» и с множеством загребущихи рук.
Выпуск газеты №:
№170, (2006)Section
Украина Incognita