Церковь Святой Анны
История уникального архитектурного памятника![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000121/49-8-1_0.jpg)
Иначе ее еще называют Горянской ротондой. Так как находится она в ужгородском микрорайоне Горяны в Закарпатье. Сооружение круглое по форме, ведь и название его происходит от итальянского «rotonda», а то, в свою очередь, образовалась от латинского «rotundus». Могучие стены церкви возведены из кирпича, похожего на древнерусскую плинфу. Ее простота вызывает неизменно торжественные, возвышенные чувства. Позже к храму пристроено удлиненное прямоугольное продолжение — неф. Но в целом в церкви Святой Анны прослеживается позднеантичная архитектурная традиция.
Простые ротонды повсеместно встречались в ІV веке в Риме. Они размещались вблизи базилик и выполняли роль так называемых мортирий, то есть памятников в честь того или иного апостола- ученика. Их архитектурная форма позаимствована от более древних форм римских мавзолеев, перенесенных сюда с Близкого Востока. Мортирии постепенно трансформировались в места для крещения — бастилии, а еще позже, во времена раннего средневековья, — в замковые часовни вельмож-феодалов.
Символика христианского культа свидетельствует, что строение, в основе которого лежит круг, обозначает весь мир, космос под началом Бога-творца. Следовательно, символическое содержание ротонды постепенно трансформировалось от памятника «святому мученику» до прославления Бога, церкви и ее представителя на земле — феодала. Такая форма культовых сооружений позже распространилась и на Балканах, откуда пришла и в Центральную Европу, Великую Моравию, Чехию, Венгрию, Польшу. Об участии в создании Горянской ротонды мастеров византийского происхождения свидетельствует то, что она построена не из традиционного в те времена для культовых сооружений дерева, а из кирпича.
Находится ротонда на высоком пригорке с остатками валов древнего городища, а потом и достроенных укреплений раннесредневекового замка, что подтверждает предположение о том, что Горянская ротонда была частным храмом феодала. Время ее сооружения, считают специалисты — ХI век. Именно тогда на стены была нанесена роспись, но потом, в ХIV веке, на нее наложили готические изображения в традициях итальянской проторенессансной школы Джотто (1266 — 1337 г.г.).
Мастера, расписавшие ротонду, могли прийти в Ужгород вместе с обладателем Горян — Николаем Другетом, который вернулся сюда из Неаполя, после трехлетнего пребывания, в 1354 году. Кстати, странствующие группы итальянских художников расписали немало церквей соседней Словакии, живопись которых очень близка к росписи Горянской ротонды.
...Начиналась же история ротонды с того, что в начале ХIV века венгерский король Карл Роберт Анжуйский просто-напросто подарил огромную Ужгородскую доминию итальянскому роду графов Другетов, которые имели в Горянах замок, а потом стали и заказчиками высокохудожественных фресок. Так что Италия захватила Ужгород не врасплох. Все произошло мотивировано.
Неизвестный художник — автор фресок «Восхождение на Голгофу», «Христос перед Пилатом», «Распятие», «Благовещение», «Побег в Египет» и других. К сожалению, роспись пострадала от времени. Ее не раз забеливали, а потом панически реставрировали. Только в советское время фрески окончательно расчистили и закрепили. Хотя во время перестройки, было и такое: решили «ценители» более модерной живописи нивелировать старую роспись, и сделать новые фрески силами молодых художников. Этого, к счастью, общественное мнение не допустило. Старинные фрески после забеливания удалось спасти.
Согласно канонам упомянутой школы Джотто, события на изображениях сменяют друг друга. Они очень тесно, словно в кинематографе, связаны друг с другом. Благодаря этому церковь святой Анны воспринимается, словно небольшая, но емкая галерея, позволяющая заглянуть в непростое средневековье, а потом и сравнить его с не менее сложным сегодняшним днем.
Выпуск газеты №:
№9, (2000)Section
Украина Incognita