Достоинство государства в конечном итоге зависит от достоинства личностей, которые его создают.
Джон Стюарт Милль, английский философ, политический экономист XIX века

Церковь Святой Анны

История уникального архитектурного памятника
21 января, 2000 - 00:00

Иначе ее еще называют Горянской ротондой. Так как находится
она в ужгородском микрорайоне Горяны в Закарпатье. Сооружение круглое по
форме, ведь и название его происходит от итальянского «rotonda», а то,
в свою очередь, образовалась от латинского «rotundus». Могучие стены церкви
возведены из кирпича, похожего на древнерусскую плинфу. Ее простота вызывает
неизменно торжественные, возвышенные чувства. Позже к храму пристроено
удлиненное прямоугольное продолжение — неф. Но в целом в церкви Святой
Анны прослеживается позднеантичная архитектурная традиция.

Простые ротонды повсеместно встречались в ІV веке в Риме.
Они размещались вблизи базилик и выполняли роль так называемых мортирий,
то есть памятников в честь того или иного апостола- ученика. Их архитектурная
форма позаимствована от более древних форм римских мавзолеев, перенесенных
сюда с Близкого Востока. Мортирии постепенно трансформировались в места
для крещения — бастилии, а еще позже, во времена раннего средневековья,
— в замковые часовни вельмож-феодалов.

Символика христианского культа свидетельствует, что строение,
в основе которого лежит круг, обозначает весь мир, космос под началом Бога-творца.
Следовательно, символическое содержание ротонды постепенно трансформировалось
от памятника «святому мученику» до прославления Бога, церкви и ее представителя
на земле — феодала. Такая форма культовых сооружений позже распространилась
и на Балканах, откуда пришла и в Центральную Европу, Великую Моравию, Чехию,
Венгрию, Польшу. Об участии в создании Горянской ротонды мастеров византийского
происхождения свидетельствует то, что она построена не из традиционного
в те времена для культовых сооружений дерева, а из кирпича.

Находится ротонда на высоком пригорке с остатками валов
древнего городища, а потом и достроенных укреплений раннесредневекового
замка, что подтверждает предположение о том, что Горянская ротонда была
частным храмом феодала. Время ее сооружения, считают специалисты — ХI век.
Именно тогда на стены была нанесена роспись, но потом, в ХIV веке, на нее
наложили готические изображения в традициях итальянской проторенессансной
школы Джотто (1266 — 1337 г.г.).

Мастера, расписавшие ротонду, могли прийти в Ужгород вместе
с обладателем Горян — Николаем Другетом, который вернулся сюда из Неаполя,
после трехлетнего пребывания, в 1354 году. Кстати, странствующие группы
итальянских художников расписали немало церквей соседней Словакии, живопись
которых очень близка к росписи Горянской ротонды.

...Начиналась же история ротонды с того, что в начале ХIV
века венгерский король Карл Роберт Анжуйский просто-напросто подарил огромную
Ужгородскую доминию итальянскому роду графов Другетов, которые имели в
Горянах замок, а потом стали и заказчиками высокохудожественных фресок.
Так что Италия захватила Ужгород не врасплох. Все произошло мотивировано.

Неизвестный художник — автор фресок «Восхождение на Голгофу»,
«Христос перед Пилатом», «Распятие», «Благовещение», «Побег в Египет» и
других. К сожалению, роспись пострадала от времени. Ее не раз забеливали,
а потом панически реставрировали. Только в советское время фрески окончательно
расчистили и закрепили. Хотя во время перестройки, было и такое: решили
«ценители» более модерной живописи нивелировать старую роспись, и сделать
новые фрески силами молодых художников. Этого, к счастью, общественное
мнение не допустило. Старинные фрески после забеливания удалось спасти.

Согласно канонам упомянутой школы Джотто, события на изображениях
сменяют друг друга. Они очень тесно, словно в кинематографе, связаны друг
с другом. Благодаря этому церковь святой Анны воспринимается, словно небольшая,
но емкая галерея, позволяющая заглянуть в непростое средневековье, а потом
и сравнить его с не менее сложным сегодняшним днем.

Василий ЗУБАЧ, «День» 
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ